Благoдаря мoдернизации НПЗ в России «устoйчивый профицит мощнoстей пo произвoдству бензинов и дизтoплива класса 5», соoбщил начальник управления Федеральнoй антимoнoпoльнoй службы (ФАС) Дмитрий Махонин в интервью независимому агентству «Аналитика тoварных рынков». «В связи с этим российскому рынку стало проще проходить летний сезон высокого спроса на нефтепродукты. Раньше было неоткуда взять дополнительные объемы.
С острой проблемой нехватки бензина Россия столкнулась в апреле 2011 г. Дефицит бензина наблюдался сразу в нескольких регионах, в том числе в Алтайском крае, Воронежской, Новосибирской, Белгородской областях и других. Одна из причин кризиса – компании не успели модернизировать НПЗ, в то время как с 1 января 2011 г. к обороту было запрещено топливо «Евро-2». Позже это требование отменили, а со всеми нефтяниками подписали четырехсторонние соглашения о модернизации заводов. Продажу топлива второго класса в России отменили только в 2013 г. С января 2015 г. запретили продажу топлива третьего класса. С 1 января 2016 г. Россия перешла на обращение дизтоплива пятого класса, а с 1 июля – бензина пятого класса. Четырехсторонние соглашения компании исполняют, говорит Махонин.
«Профицит мощностей НПЗ позитивен для потребителей нефтепродуктов. До 2016 г. заводы не могли полностью обеспечить спрос в период ремонтов и в летний сезон высокого спроса, в результате цены были очень высокие», – говорит гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Теперь, если вырастет спрос, заводы могут увеличить выпуск топлив. Тем не менее компании будут в любом случае оценивать, что выгоднее – экспорт нефти, экспорт нефтепродуктов или продажа на внутреннем рынке, отмечает эксперт.
Поэтому основная задача ФАС – следить, чтобы компании удовлетворяли существующий спрос. В целом, считает Махонин, ситуация на российском рынке нефтепродуктов стабильна. Причин того, что цены на топливо выше, чем год назад, несколько. Основная – налоговый маневр, из-за которого в конце 2016 – начале 2017 г. не произошло традиционного сезонного снижения цен на бензины.
В России нет недостатка в высококачественных моторных топливах пятого класса – экспортируется примерно 50% произведенного дизельного топлива и около 5% бензина, говорит старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин: «В ближайшие годы профицит моторных топлив в России будет расти за счет роста производства на фоне стагнации спроса внутреннего рынка».
В феврале 2015 г. замминистра энергетики Кирилл Молодцов говорил, что в 2018 г. начнется долгосрочное снижение цен на топливо – благодаря профициту на рынке бензина. По данным Thomson Reuters Kortes, в 2016 г. оптовые цены на Аи-95 выросли на 25,6% до 39 564 руб. за 1 т, розничные – на 4,2% до 35,52 руб. за литр, на дизтопливо соответственно на 10,7% до 34 572 руб. за 1 т и на 3,8% до 36,95 руб. за литр.
Розничные цены на нефтепродукты должны расти в пределах или ниже инфляции, считает Махонин. В условиях неустоявшейся таможенно-тарифной и акцизной политики прогноз цен внутреннего рынка сделать сложно, говорит Былкин. Если реформа по отказу от экспортных пошлин продолжится, цены на моторное топливо в России будут расти дальше, добавил он.