Программа модернизации российских НПЗ, запущенная в 2011 г., уже доказала свою эффективность: увеличились глубина переработки и объем выпускаемых светлых нефтепродуктов, возрос поток инвестиций в отрасль. Однако в отношении битумных производств эффект оказался обратным: сырьевая база для них значительно сократилась, и для НПЗ они стали своего рода «пятым колесом в телеге» - элементом, который не является ключевым, но требует и финансовых вливаний, и качественного сырья
13 ноября состоялась Третья международная конференция «Битумы 2014», организатором которой выступила компания CREON Energy.
На предыдущих конференциях многократно озвучивалась необходимость разработки в РФ национальных стандартов на битумы, отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. В конце 2012 г. государство обратило внимание на эту проблему и разработало предварительные национальные стандарты на дорожные битумы (ПНСТ). Однако эксперты компании полагают, что НПЗ оказались не готовы к выпуску битумной продукции требуемого качества. Необходима разработка новых и усовершенствование имеющихся технологий, которые опирались бы на имеющиеся сырьевую и технологическую базы. Требующаяся для этого модернизация производства должна сопровождаться необходимым финансированием, источник которого пока непонятен и законодательно не определен. Также г-н Тургунов предложил к обсуждению тему грядущего налогового маневра. Среди прочего он предполагает значительное снижение ставок топливных акцизов, которые являются основным источником региональных дорожных фондов. Правительство сейчас рассматривает различные варианты компенсаций, ни один из которых, однако, не восполнит возникающий дефицит средств. Под вопросом окажется успешная реализация программы по строительству новых и реконструкции имеющихся дорог. Иным следствием налогового маневра станет ориентированность нефтяных компаний на светлые нефтепродукты, что в конечном итоге может привести к нехватке качественного сырья для битумов.
Началось мероприятие с обзорного доклада по российскому рынку битумов, который представил заместитель генерального директора CREON Energy Филипп Никонов. По итогам 9 месяцев 2014 г. в нашей стране произведено 4.76 млн т битумов, это на 211 тыс. т меньше аналогичного показателя 2013 г. Общий объем выпуска по итогам 2014 г. прогнозируется на уровне 5.9 млн т. Резкое увеличение производства традиционно наблюдается в период с апреля по октябрь, то есть в сезон проведения дорожных работ. «Несезонные» месяцы используются заводами для проведения ремонтно-профилактических работ на битумных установках.
Внутренний рынок битумов активно рос в период 2009-2012 гг., что обусловлено увеличением объемов дорожного строительства за счет инфраструктурных мегапроектов в Сочи и на Дальнем Востоке. Сейчас рост рынка прекратился, и дальнейшая динамика будет во многом зависеть от реализации Федеральной программы «Модернизация транспортной системы России». Около 88% произведенных в РФ в 2014 г. битумов предназначены для дорожного строительства - и на протяжении нескольких лет доля этого вида продукта стабильно увеличивалась.
Лидирующие позиции на рынке битумов в 2014 г. занимают компании «Роснефть» (31%), «Газпром нефть» (25%), и «Лукойл» (17%). На них приходится почти 75% общего объема производства битумов в РФ. Крупнейшие потребители - Москва и Московская область, на втором месте - Санкт-Петербург и Ленинградская область. Остальные регионы существенно отстают от них из-за хронического недофинансирования дорожного хозяйства.
Экспорт битумов из РФ в 2013 г. зафиксирован на уровне 665 тыс. т, за 9 месяцев 2014 г. за границу отправлено всего 210 тыс. т. Столь резкое падение объемов связано с сокращением экспорта в Казахстан, который с января 2014 г. запретил ввоз российских битумов. Г-н Никонов отметил, что из списка основных импортеров также исчезла Украина. Соответственно, российским производителям следует рассчитывать на увеличение внутреннего спроса.
Одной из проблем российского рынка дорожных битумов остается несовершенство нормативно-правовой базы. Разработкой нормативно-технических документов по использованию битумов в дорожном хозяйстве занимается Федеральное дорожное агентство. Как рассказала заместитель начальника управления научно-технических исследований и информационного обеспечения агентства Елена Кашевская, в 2011 г. Правительство РФ утвердило Стратегию инновационного развития России до 2020 г., на основе которой была разработана стратегия развития инновационной деятельности Росавтодора на период с 2012 по 2015 гг. В рамках этой стратегии был сформирован План НИОКР агентства на 2013-2015 гг. и 2016 г. Его цель - проведение научно-исследовательских работ для решения актуальных задач дорожного хозяйства. В настоящее время в рамках реализации этого плана Росавтодор проводит разработку 13 тем научных исследований по проблематике органических вяжущих. Г-жа Кашевская отметила, что Федеральное дорожное агентство заинтересовано в участии как можно большего числа экспертов в этой работе, в том числе специалистов нефтеперерабатывающей отрасли. Результатом совместных усилий должна стать выработка оптимальных стандартов качества дорожных битумов, которые являются стратегически важным продуктом для дорожников, во многом определяющим качество и долговечность автомобильных дорог.
Тему формирования нормативной базы на битумы и асфальтобетоны продолжил Тимур Ризванов, руководитель направления «Битумы» департамента проектирования ГУП «Институт нефтепереработки РБ». На сегодняшний день сформулированы представления о качественном вяжущем материале и качественном дорожном покрытии. Однако в нашей стране складывается практика отдельного нормирования требований к «чистому» битумному и полимер-битумному вяжущему. Качество битумного вяжущего нормируется тремя основными стандартами, которые распространяются на всю территорию России: ГОСТ 22245-90, СТО Автодор 2.1-2011 и ПНСТ 1-2012. Качество ПБВ нормируется ГОСТ Р 52056-2003. Эксперт подчеркнул, что чистый битум и ПБВ не являются конечными продуктами потребления, это всего лишь компоненты асфальтобетона. Соответственно, методы определения качества вяжущего должны быть привязаны к условиям эксплуатации асфальтобетона. При этом требования к качеству вяжущего (и асфальтобетона) должны быть унифицированы вне зависимости от того, какое вяжущее используется – чистый битум или ПБВ.
Г-н Ризванов отметил, что существующая практика дорожно-климатического районирования должна быть пересмотрена, т.к. она недостаточно учитывает максимальные и минимальные температуры эксплуатации дорожного покрытия. На сегодня практически отсутствуют критерии определения пределов (границ) применения чистых битумов и полимер-битумных вяжущих, они могут применяться в одних и тех же условиях. Необходимо разработать рекомендации по пределам (границам) применения чистого битума и ПБВ. ПБВ нужно использовать только в тех областях значений, в которых чистые битумы «не работают».
С учетом сырьевой базы есть три основных способа получения улучшенных дорожных битумов: получение компаундированных битумов по технологии «переокисление-разбавление» из гудронов с высокой вязкостью; получение компаундированных битумов с применением гудрона и асфальта деасфальтизации; сочетание первых двух способов. Основным преимуществом этих способов является минимальное термоокислительное воздействие (устойчивость к старению) и предельно низкое содержание парафинов (высокая адгезия). Кроме того, есть более существенные способы улучшения качества битумов: получение битумов из тяжелых высокосмолистых нефтей, в т.ч. природных битумов; получение высококачественного компонента дорожного битума способом двухступенчатой деасфальтизации.
До настоящего времени много обсуждалась необходимость актуализации стандарта на асфальтобетон. С 1 ноября 2014 г. введен новый ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия». Основным нововведением в обновленном стандарте является отдельное нормирование свойств асфальтобетона и полимерасфальтобетона, причем характеристики обычного асфальтобетона остались неизменными. Отсутствуют рекомендации по условиям применения одного и другого материала. При таком подходе практически невозможно определить границы применимости чистого битумного вяжущего и ПБВ.
Обновленный стандарт не только не решает проблемы качества дорожного покрытия, но и создает новые. Например, требования к прочностным свойствам полимерасфальтобетона ниже, чем для простого асфальтобетона, а способ дорожно-климатического районирования для полимерасфальтобетонов не моделирует реальные условия эксплуатации дорожного полотна.
НК «Роснефть» уделяет значительное внимание доведению качества своих дорожных битумов до уровня требований современной нормативной документации, рассказала научный сотрудник Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке («СвНИИНП»), входящего в состав НК, Полина Тюкилина. В течение трех последних лет институт проводит комплекс работ по постановке на производство дорожных битумов, соответствующих требованиям СТО Автодор 2.1-2011 и ПНСТ 1-2012. Разрабатываются и совершенствуются технологии получения нефтяных битумов, ориентированные на имеющиеся сырьевую и технологическую базы конкретного нефтеперерабатывающего предприятия.
Первые положительные результаты были достигнуты на Сызранском НПЗ в 2013 г. Качество образцов битумов, отобранных в ходе фиксированного пробега по технологии «СвНИИНП», полностью соответствовало требованиям стандарта СТО Автодор 2.1-2011 на марку БНДУ 60. Битумы прошли испытания в исследовательском центре «Дорсервис». На Ачинском НПЗ в марте 2014 г. выработана и сертифицирована опытно-промышленная партия улучшенного нефтяного дорожного битума марки БНДУ 60 по СТО Автодор 2.1-2012. Однако для постановки на промышленное производство необходимо стабилизировать качество сырья окисления, а также контролировать качество получаемого продукта на протяжении всего технологического процесса с помощью автоматизации. Для этого требуется реконструкция битумных установок и строительство узлов подготовки сырья и компаундирования.
Владимир Погуляйко, руководитель отдела технологий и развития производств битумов «РН-Индастриз» - ДО НК «Роснефть», в своем докладе рассказал о разрабатываемом для реализации на производствах нефтебитумов компании комплексном подходе. Он сочетает в себе научные основы и технические принципы управления качеством товарных нефтяных битумов. Особенностью данного подхода является то, что с целью повышения качественных показателей нефтебитумов до требований перспективных стандартов качества (ПНСТ, МГС и т.п.) предполагается направленно, на научной основе, с использованием базы данных по групповому углеводородному составу гудронов и нецелевых тяжелых остатков переработки НПЗ компании, производить сырье окисления и битумные основы товарных нефтебитумов. Установлена перспективность использования ряда компонентов вторичной переработки в качестве добавок к окисленному (базовому) битуму. Обоснованы основные предпосылки для успешной реализации разработанного подхода: наличие ресурсной компонентной базы, соответствующих технологических возможностей, банка корректирующих рецептур и программного обеспечения по их выбору и применению. На базе данного комплексного подхода разработаны рецептуры получения улучшенных дорожных битумов с повышенными деформационными и низкотемпературными свойствами, стойкими к термоокислительному старению. Разработан и внедрен корпоративный стандарт компании.
Тем не менее, НК «Роснефть» как крупный игрок российского рынка битумов обеспокоена отсутствием единых стандартов к выпускаемым битумам. Другими словами, неясным остается вопрос, какой же целевой продукт должны производить битумные установки компании. Эту проблему обозначил Иван Мирчев, и.о. начальника управления технологии и развития производства департамента продаж специальных нефтепродуктов EMBA НК «Роснефть». Сейчас существует множество стандартов - СТО Автодор, ПНСТ, межгосударственный стандарт на дорожные битумы, система оценки качества битумных материалов и подбора асфальтобетонных смесей Superpave (в основе которой лежит американский стандарт на дорожные битумы), однако все они различаются по техническим параметрам и методикам оценки качества. В этой связи, подчеркнул г-н Мирчев, «Роснефть» оказывается перед выбором, каким же стандартом руководствоваться при производстве битумов. Цель модернизации битумных производств НК «Роснефть» - получение дорожных битумов с улучшенными эксплуатационными характеристиками, которые в итоге должны послужить дорожно-строительным организациям в решении задачи по увеличению межремонтного пробега в дорожном строительстве, что, в свою очередь, сэкономит огромное количество денег налогоплательщиков. Эксперт также отметил, что требуемая модернизация битумных производств - процесс сложный и дорогостоящий, который в итоге нужно окупить. По сути, это добавленная стоимость к тому продукту, который компания производит сейчас.
НК «Роснефть» призвала участников рынка перевести дискуссию о перспективах битумной отрасли из теоретической плоскости в практическую, т.е. от рассуждений о проблемах перейти к конкретным путям их решения.
Сейчас в России биржевая реализация нефтепродуктов в ежедневном формате составляет 2-2.5 млрд руб. Как рассказал заместитель председателя совета секции «Нефтепродукты» «Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи» Дмитрий Гусев, на торгах продаются бензины, дизтопливо, керосин, мазуты, нефть – но битумов в этом списке нет. Всего несколько лет назад, в 2008-2009 гг., они являлись биржевым товаром, однако затем концепция реализации битумных продуктов изменилась. Производители предпочли сформировать собственные подразделения по продаже. Сейчас же участники отрасли осознали необходимость создания индикатора цены на битумы, это позволит понимать экономику контрактов на долгосрочный период. Г-н Гусев подчеркнул, что выведение битумов на биржу позволит заключать договоры с привязкой не к конкретной цене, а к индексу, формируемому на основе торгов.
По словам эксперта, первым шагом для возобновления торгов битумами может стать обращение в ФАС или совещание на эту тему непосредственно на самой бирже.
Руководитель научного технического отдела компании «НафтаИмпэксТрейд» Татьяна Дударева представила обзор мирового и российского опыта использования резиновой крошки в дорожном строительстве. В условиях современного интенсивного движения асфальтобетонные покрытия на основе немодифицированного битума (вяжущего) не способны выдерживать нормативные сроки эксплуатации. Модификация является эффективным способом улучшить качество дорожных битумов. В США наиболее распространенными полимерными модификаторами битума, получившими на сегодняшний день промышленное применение, являются SBS, SBR или SB, а также шинная резина. Эти модификаторы в Штатах используют для введения в асфальтобетонные смеси главным образом так называемым «мокрым способом», т.е. через стадию приготовления модифицированного вяжущего.
Что касается России, то существует опыт использования активного резинового порошка для «сухого» процесса путем введения модификатора непосредственно в смеситель в момент приготовления асфальтобетонной смеси. Порошок получают из резиновой крошки изношенных шин методом высокотемпературного сдвигового измельчения (ВСИ), разработанного в Институте химической физики им. Н.Н.Семенова РАН. Эффективность «сухой» модификации обусловлена способностью активного порошка к быстрому распаду на микро- и нано-фрагменты при контакте с горячим битумом. Этот метод используется при производстве модификатора асфальтобетонов «Унирем», промышленное производство которого мощностью 10 тыс. т/год осуществляется в г. Подольске Московской области. С 2005 г. более 20 млн м2 дорог с «Унирем» уложены в 28 регионах РФ.
Заместитель директора департамента проектирования, технической политики и инновационных технологий ГК «Автодор» Сергей Ильин рассказал, что в 2014 г. компания провела большую работу по внедрению битума марки БНДУ на объектах дорожного строительства РФ. Были отработаны требования, проведены предварительные лабораторные испытания, после этого на 7 объектах заложено не менее 20% БНДУ (БНДУ-60 и БНДУ-85). Территориально эти объекты расположены в различных климатических зонах страны. Эксперт уточнил, что применялись битумы как с модификатором, так и в чистом виде.
На 2015-2016 гг. «Автодор» запланировал систему долгосрочного мониторинга участков, где был применен БНДУ. Также будет продолжено более широкое промышленное внедрение продукта.
Совместное предприятие компаний «Газпром нефть» и Total летом 2014 г. начало опытно-промышленную эксплуатацию установки по производству полимерно-модифицированных битумов (ПМБ) нового поколения под брендом G-Way Styrelf. Она рассчитана на выпуск 60 тыс. т ПМБ и 7 тыс. т битумных эмульсий в год. Как рассказал директор проекта, представитель компании «Тотал Восток» Михаил Головченко, в 2014 г. было выпущено свыше 2 тыс. т продукции, в 2015 г. планируется произвести и реализовать более 30 тыс. т ПМБ классов «Стандарт» и «Премиум».
Осенью этого года в нашей стране была запущена еще одна новая битумная установка – на Новошахтинском НПЗ (входит к ГК «Юг Руси»). Поставщиком оборудования выступила компания Poerner, сообщил ее представитель в странах СНГ Альберт Тракслер. Мощность установки – 700 тыс. т/год, работает производство исключительно на гудроне. Рынком сбыта для предприятия является Южный федеральный округ, однако в планах значится и экспорт жидкого битума.
Помимо этого, г-н Тракслер озвучил информацию о запуске на «Лукойл-Кстово» двух линий по затариванию дорожного битума в бигбеги (объемом 1 тыс. т). Это позволяет доставлять продукт в сухом виде на отдаленные объекты дорожного строительства.
Корпорация «ТехноНиколь» активно использует инновационные технологии при разработке дорожных вяжущих, сообщил технический директор направления «Транспортно-дорожное строительство» Владимир Плишкин. В частности, с 2013 г. корпорация производит высокомодифицированное вяжущее дорожное полимерно-битумное (ВДПБ), разработанное в собственном научно-исследовательском центре совместно с компанией «Кратон». Отличительной чертой этого вяжущего являются высокие показатели по сроку службы и износостойкости за счет увеличение ввода СБС полимера до 7.5%. Однако при высоких качественных характеристиках продукта эксперт указал на сложность, дороговизну процесса производства, а также высокую стоимость специальных полимеров.
Также в компании «ТехноНиколь» созданы гибридные дорожные вяжущие, помимо СБС полимера туда входят и полиолефины, которые повышают сопротивление к деформации сдвига асфальтобетона при высоких температурах.
В настоящее время совместно с компанией «Сибур» проводятся испытания новых марок высоковинильных полимеров для дорожного строительства.
В связи с реализацией ВИНКами программ по увеличению глубины переработки нефти особую актуальность приобретает вопрос обеспечения сырьем битумных производств. В то же время все более реальным становится вовлечение в оборот нефтешламов и тяжелых остатков нефтепереработки мини-НПЗ, рассказал генеральный директор «Самарадорпроект» Станислав Мамулат. Какова перспектива их использования для производства дорожных битумов? По словам эксперта, она вполне реальна. Современные подходы в модифицикации битумных вяжущих позволяют применять не только высокотехнологичные добавки, но и вторичные материалы. Групповой состав наиболее распространенных нефтешламов говорит о перспективности их использования в качестве битумного сырья. Результаты проведенных лабораторных анализов показывают, что нефтешламы подходят для производства высококачественных компаундированных битумных вяжущих, в т.ч. соответствующих требованиям системы Superpave. Г-н Мамулат подчеркнул, что обеспечение эффективности производства компаундированных битумных продуктов требует создания системы терминалов.