В последние несколько лет российский рынок серы демонстрирует снижение объемов производства, однако уже в следующем году ситуация начнет меняться. Эксперты прогнозируют небольшой рост, который продолжится и в дальнейшем. Однако эта позитивная тенденция имеет обратную сторону: спрос однозначно не будет успевать за растущим предложением, а значит, на рынке появятся невостребованные объемы серы. Логичным выходом видится продажа излишков на экспорт. Но готовность иностранных потребителей их принять, мягко говоря, не очевидна.
Десятая международная конференция «Сера и серная кислота 2015», организованная компанией CREON Energy, состоялась в Москве 10 декабря.
«Как и год назад больными темами для российского рынка серы остаются ценообразование и транспортировка, - отметил генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов, приветствуя участников мероприятия. – И несмотря на то, что сегодня вопрос цены якобы отошел на второй план ввиду горячо обсуждаемой в прессе на протяжении последних недель проблеме с подвижным составом, в том числе и по отсутствию цистерн для жидкой серы, мы считаем, что разрешению наболевшей ситуации поможет только комплексный подход. Списание цистерн продолжается, и все ближе момент, когда продукт, пользующийся стабильным спросом, попросту не в чем будет возить. Коллапс наступит уже в 2019 году. Время на поиски выхода еще есть, но никто из игроков рынка не торопится: перекладывая ответственность друг на друга, они по сути прячут голову в песок. Я повторюсь, мы, как эксперты отрасли, выступаем за необходимость разработки комплексного и долгосрочного компромиссного решения, которое позволит отрасли спокойно и без потрясений функционировать в течение ближайших нескольких лет».
Аналитик компании Fertecon Янош Гал представил обзор глобального рынка серы, согласно которому мировое производство в 2014 г. составило 56 млн т. К 2017-2018 гг. ожидается увеличение показателя до 71 млн т. Крупнейшими экспортерами являются Канада, Россия и Саудовская Аравия, но уже в ближайшее время расстановка сил может поменяться. Эксперт назвал несколько стран, которые готовы сделать рывок вперед в производстве серы. ОАЭ к 2016 г. увеличат выпуск до 5.5 млн т с нынешних 2.3 млн т, это возможно благодаря вводу в эксплуатацию газового месторождения Шах в первом квартале 2015 г. Китай нарастит производство с 4.5-5 млн до 7.7 млн т к 2017 г. Серьезный рост объемов выпуска покажут Туркменистан и Казахстан (до 2.5 млн т и 3.5 млн т соответственно). Узбекистан к 2018 г. - после запуска газоконденсатного месторождения Кандым - будет производить до 580 тыс. т серы.
Докладчик отметил, что состояние китайского рынка серы сильно влияет на мировую ситуацию в отрасли. Страна и сейчас остается крупнейшим импортером этого продукта - из потребляемых 16 млн т около 10 млн т ввозится из-за границы. Однако развитие внутреннего производства снизит зависимость Китая от зарубежных поставок. В связи с этим, говорит Янош Гал, «непонятной становится судьба тех объемов, которые сейчас завозятся различными поставщиками, включая ближневосточных - какая из стран готова принять такое количество серы и, главное, нуждается в нем?»
Еще одним крупным импортером серы является Марокко, потребление продукта компанией OCP (Королевское управление фосфатов Марокко) вырастет с нынешних 4.5 млн т до 7 млн т к концу 2017 г. До 2018 г. поставки будут опережать спрос на несколько миллионов тонн, но с учётом открытия новых фосфатных заводов после 2018 г. рынок не станет профицитным. Ряд экономических и геополитических ситуаций сможет оказать влияние на рынок, но в настоящее время, если по крайней мере в течение трёх лет всё сохранится на прежнем уровне, на международном рынке серы предложение будет опережать спрос.
Ольга Вронская, главный специалист отдела мониторинга нефтяной и газовой промышленности «ЦДУ ТЭК», рассказала о ситуации на российском рынке серы. В РФ основную долю сырья для производства серы занимает углеводородное сырье, по итогам 2014 г. в России составившее 5.84 млн т, в 2015 г. показатель прогнозируется на том же уровне. При этом основной объем серы выпускается на ГПЗ, доля НПЗ в объеме произведенной серы гораздо скромнее (в 2014 г. - 5.13 млн т против 0.71 млн т соответственно). Стоит отметить, что на протяжении последних нескольких лет производство серы на ГПЗ снижается, на НПЗ же, наоборот, растет. По словам докладчика, прогноз на 2015 г. предусматривает снижение производства серы из газового сырья на 1.2% и рост производства из нефтяного сырья на 7.9%.
«Да, в последние годы производство серы в России показывает небольшое снижение, - соглашается Константин Киямутдинов, начальник отдела по работе с нефтегазохимическими предприятиями компании «Газпром». - Это связано прежде всего с падением добычи газа на Астраханском газоконденсатном месторождении. Однако в ближайшие три года уровень добычи восстановится». По словам эксперта, ежегодное производство серы в 2016-2018 гг. ожидается на уровне не ниже 6 млн т. Это суммарные показатели Астраханского и Оренбургского ГПЗ, в разбивке по заводам они составят 5 млн т и 1 млн т соответственно.
По итогам 2014 г. потребление серы в России составило 2.3 млн т, за десять месяцев 2015 г. этот показатель достиг 2.05 млн т. Такие данные сообщил начальник лаборатории серы компании «Газпром ВНИИгаз» Николай Мотин. Ведущим поставщиком на внутренний рынок является «Газпром сера», чья доля составляет 85%. Оставшиеся 15% распределены между ГМК «Норильский никель», «Лукойл», АНК «Башнефть», «Тенгизшевройл» и другими компаниями.
Основной товарной формой реализации является жидкая сера (79%), на гранулированную приходится 21%, комовую серу «Газпром сера» не производит. Отгрузка осуществляется железнодорожным и водным транспортом.
Крупнейшие потребители жидкой серы, на долю которых совместно приходится 93% общего объема реализации, - это «ФосАгро-Череповец», «Апатит», «Воскресенские МУ» и «ЕвроХим-БМУ». Основные покупатели гранулированной серы (85% от общего объема реализации) – «ФосАгро-Череповец», ПГ «Фосфорит» и «Метахим».
При распределении поставок серы компании «Газпром» приоритетом является насыщение внутреннего рынка, не востребованные российскими покупателями объемы отправляются на экспорт, отметил Павел Зайцев, заместитель начальника управления экспорта серы «Газпром экспорт». При организации экспорта серы компания придерживается принципов диверсификации логистики с вовлечением российских портов. В схемах экспортных поставок задействовано как южное направление с использованием портов Азово-Черноморского бассейна (порты Кавказ, Новороссийск), так и северное - с использованием порта Усть-Луга, который активно развивается и предоставляет достаточные возможности для работы компании.
Павел Карпов, первый заместитель генерального директора компании «Газпром сера», рассказал, что сейчас уже разработана и согласована с большинством потребителей формула ценообразования на серу. Именно по ней компания намерена работать в будущем году.
В состав СНГ входит сразу несколько стран-производителей серы, поэтому и объемы выпуска серной кислоты (СК) тоже значительны. Как сообщила независимый эксперт Людмила Малахова, по итогам 2014 г. в СНГ произведено 15.5 млн т серной кислоты, из них на долю России пришлось 9.8 млн т. Прогноз на 2015 г. предусматривает рост показателей на 100 тыс. т. Доля России в общем объеме выпуска СК в СНГ составляет в среднем 63%, на втором месте (около 15%) в последние годы находится Казахстан.
Основной областью применения СК в России является производство фосфорных удобрений - 71%, на различные химические продукты идет 11% и 9% - на сульфат аммония. В Казахстане при добыче урана используют свыше 85% серной кислоты, на выпуск фосфорных удобрений - около 10%.
Перспективы рынка серной кислоты в СНГ эксперт связывает прежде всего с отраслью минеральных удобрений, а также с урановой промышленностью. Согласно прогнозам производство серной кислоты в России к 2020 г. составит 12 млн т, в Казахстане - около 4 млн т, в целом по СНГ - порядка 19-20 млн т.
Однако из года в год становится все очевиднее, что просто выпускать серу, ориентируясь на стабильный спрос, - недостаточно. Проблема транспортировки ежегодно усугубляется, т.к. никто из игроков рынка не хочет брать на себя дополнительные расходы по обновлению парка цистерн. Но факт остается фактом – согласно графику списания к 2020 г. в России не останется цистерн для перевозки жидкой серы. Крупнейший российский перевозчик – «Газпромтранс» - уже сейчас задумывается, как поддерживать и развивать бизнес в существующих условиях. Как рассказал независимый эксперт Андрей Ващенко, компания выявила, что предприятия, использующие для производства продукции жидкую серу, могут заместить её серной кислотой. В данной связи было принято решение провести более детальное исследование рынка перевозок серной кислоты железнодорожным транспортом. «Газпромтранс» изучил и сравнил цистерны таких предприятий, как «Рузхиммаш», НПК «Уралвагонзавод», «Новозыбковский машиностроительный завод» и «Тихвинский вагоностроительный завод». По итогам анализа оптимальным вариантом признан вагон-цистерна Тихвинского завода грузоподъемностью 77 т.
Основным потребителем серной кислоты в России является «Фосагро-Череповец» (450 тыс. т), далее идут «ПГ Фосфорит», «Еврохим-БМУ», «Гидрометаллургический завод» и «Метахим» (объемы их потребления - от 115 тыс. т до 140 тыс. т).
Для транспортировки серной кислоты используются специализированные цистерны. За 2014 г. железнодорожным транспортом было перевезено 2.65 млн т серной кислоты, это практически равно показателю предыдущего года. Докладчик отметил, что рынок монополизирован, и новому участнику войти туда весьма проблематично. Основными игроками являются грузовладельцы (доля крупнейшего российского производителя серной кислоты «СУМЗ» в общем объеме перевозок составляет 20.5%).
«Газпромтранс» видит для себя несколько вариантов вхождения на рынок перевозок серной кислоты: покупка старых цистерн старой модификации и передача их в аренду; покупка новых цистерн устаревшей модификации и их передача в аренду; покупка новых цистерн усовершенствованной конструкции (инновационные) и передача их в аренду; приобретение новых инновационных цистерн для оперирования ими на рынке перевозок СК.
После окончания расчетов и проверки математической модели компания пришла к выводу, что выгоднее всего иметь парк под перевозку серной кислоты и сдавать его в аренду, а также инвестировать в инновационные вагоны из-за субсидий и скидок. А вот вхождение на рынок без долгосрочных договоров с лидерами в области производства серной кислоты оценено как рискованное. Таким образом, резюмировал Андрей Ващенко, сделать прогноз на эффективность той или иной инвестиции представляется невозможным и заставляет управленцев принимать рисковые решения.
Эксперт компании Plinke Валерий Шарыкин представил доклад на тему рекуперации отработанной серной кислоты. Существуют несколько методов её использования, все они имеют свои плюсы и минусы. Например, нейтрализация проста сама по себе и не требует дорогого оборудования, но в ходе процесса теряется ценная основа и образуется большой поток сточных вод. Сжигание характеризуется высокой энергоемкостью, при этом процессе можно обрабатывать кислоты с содержанием органики и иметь дело с определенными количествами неорганических солей. А вот восстановление серной кислоты и повышение её концентрации отличается умеренным потреблением энергии. Основные источники отработанной СК – это процессы нитрации, вытягивания нитей, сульфирования, а также производство тонкой химии и осушка хлора. В своем бизнесе переработки серной кислоты компания комбинирует очистку кислоты и концентрирование. В процессе очистки удаляются как органические, так и неорганические примеси. Г-н Шарыкин подчеркнул, что если товарная СК должна быть высшей степени очистки, то требуется полное её переиспарение.
В последние годы сера все чаще применяется в дорожном строительстве, для этой области предпочтительна гранулированная форма, которая более технологична и не создает пыли, сообщил генеральный директор МИП «МАДИ-ДТ» Юрий Васильев. При этом непосредственно техническая сера в дорожных материалах не используется, сначала её необходимо подвергнуть модификации. Сравнивая обычный асфальтобетон и сероасфальтобетон, докладчик отметил такие преимущества последнего, как более низкая температура приготовления смеси, экологическая безопасность, износостойкость, теплоустойчивость, трещиностойкость, стойкость к колееобразованию. Первый опыт использования сероасфальтобетона в дорожном строительстве был в 2000 г. в Москве, сейчас материал используется и во многих других регионах страны. Серобетон обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным бетоном. Это, прежде всего, стойкость в кислых и основных средах, водонепроницаемость, морозостойкость, низкая теплопроводность, безотходность технологического процесса.