минудобрения

ФСБ согласилась с предложением бизнеса возобновить транспортировку грузов через Керченский пролив в так называемых мягких контейнерах (в них, в том числе перевозят минеральные удобрения), выяснили «Известия». Об этом говорится в официальном письме службы в адрес Минтранса России.

При этом грузы должны фасоваться в портах Азовского моря и проходить полный комплекс досмотровых мероприятий — это обязательные условия. Ранее снятие запрета поддержали и в Министерстве транспорта, отметив при этом, что окончательное решение остается как раз за ФСБ. При этом запрет на транспортировку аммиачной селитры в любой упаковке сохраняется.

Какие грузы можно будет перевозить

ФСБ следом за Минтрансом согласилась с позицией бизнес-сообщества об отмене запрета на перевозку грузов в мягких контейнерах (биг-бегах) через Керченский пролив. В середине марта судовладельцам было направлено письмо министерства, согласно которому «не допускаются к проходу под транспортным переходом через Керченский пролив суда с грузами в универсальных или мягких контейнерах». Запрет касается и азотосодержащих грузов, в том числе аммиачной селитры.

В Минтрансе при этом отмечали, что окончательное решение по вопросу снятия запрета примет Федеральная служба безопасности.

«Возражений против провоза указанных грузов (карбамид, аммофос и его виды) в биг-бегах через Керченский пролив при условии их фасовки на территории портов Азовского моря в зоне таможенного и пограничного контроля в присутствии и под контролем подготовленных и аттестованных работников подразделений транспортной безопасности <…> не имеем», — говорится в официальном ответе ФСБ в адрес Министерства транспорта.

В ФСБ добавили, что еще одно необходимое условие для снятия запрета — полный комплекс досмотровых мероприятий в отношении перевозимого груза, чтобы исключить наличие в нем запрещенных предметов и веществ. Для этого должны использоваться технические средства для подтверждения химического состава груза.

С инициативой о снятии запрета на перевозку через Керченский пролив грузов в мягких контейнерах к Минтрансу ранее обратился уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Бизнес-омбудсмен отмечал, что этот запрет негативно сказывается на макроэкономической ситуации, а также на деятельности отдельных компаний, «вплоть до невозможности исполнять кредитные, лизинговые, а также трудовые обязательства». По его словам, именно минеральные удобрения российского и белорусского производства в основном и провозились через Керченский пролив в мягких контейнерах емкостью до 3 т груза.

В компании «ТрансСервисТерминал — Юг» считают, что оборот этой категории грузов составляет до 3 млн т в годовом грузообороте Азовского бассейна. По данным грузоперевозчика, налоговые доходы от реализации минеральных удобрений после введения запрета упали со 120 млрд до 7 млрд рублей. В компании отмечают снижение рынка минеральных удобрений на 35%.

В конце июля президент Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев отметил, что российские производители минеральных удобрений готовы удвоить поставки в страны Африки в ближайшие пять лет. Основными рынками сбыта российских удобрений выступают ЮАР (аммофос), Марокко (аммиачная селитра, карбамид), Сенегал (азотные удобрения), Танзания (DAP, азотные), Кот-д’Ивуар (азотные, NPK), уточнил Гурьев. По его словам, за последние пять лет Россия более чем в два раза увеличила поставки минеральных удобрений в страны Африки — до 1,6 млн т в 2022 году.

Полученное разрешение со стороны ФСБ открывает возможность бизнесу не только осуществлять поставки по уже имеющимся договоренностям, но и расширять контакты с потенциальными покупателями, считает зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев. По его словам, Керченский пролив можно назвать важнейшей транспортной артерией для перевозки минеральных удобрений, так как на юге страны работает несколько крупнейших предприятий по их производству.

«Известия» направили запрос в Минтранс с просьбой пояснить, когда именно возобновится перевозка грузов в биг-бегах через Керченский пролив.

Почему запрет на перевозку селитры сохраняется

Перевозка аммиачной селитры на судах, следующих под транспортным переходом через Керченский пролив, запрещена вне зависимости от упаковки, обращают внимание в ФСБ.

Аммиачную селитру нельзя перевозить в мягких контейнерах, поскольку она взрывоопасна, причем детонация происходит под воздействием смены температур, объясняет сенатор Валерий Васильев. По его словам, это может представлять опасность, например, во время перевозки селитры в мягких контейнерах в теплые страны.

— Также селитра способна детонировать от незначительного давления. Это может произойти даже в случае давления одного мешка на другой, а значит, перевозка в мягких контейнерах становится экономически нецелесообразной. В свою очередь взрыв аммиачной селитры чреват очень серьезными последствиями, — подчеркнул Васильев.

В Ассоциации морских торговых портов как раз заявляли, что запрет в целях безопасности на провоз и перевалку в портах всех азотосодержащих удобрений, в том числе перевозимых насыпью, без разделения их на опасные и неопасные (например, карбамид, сульфат аммония, кальциевая селитра и другие) избыточен. Там уверены, что безопасность Керченского транспортного перехода в полной мере обеспечивается операторами морских терминалов в портах Азовского моря, а также государственными контролирующими органами и федеральными службами.

В ФСБ 27 июля сообщили, что нашли следы взрывчатки в трюме сухогруза, который шел из турецкого порта Синоп через Керченский пролив в Ростов-на-Дону за зерном. До этого судно со следами взрывчатки было выявлено 22 июля. Сухогруз также шел из Турции в Ростов-на-Дону через Керченский пролив для погрузки зерновых.