газ

Анастасия Николаева, Интерфакс

Евросоюз продолжает продвигать идею введения "потолка" цен на российский газ. Эксперты считают, что Европа не сможет отказаться от российского газа без значительного сокращения экономики.

Антикризисные меры 

Евросоюз планирует активизировать контакты с министрами энергетики стран-членов ЕС для дальнейших обсуждений идеи введения потолка цен на российский газ. Об этом на минувшей неделе заявила член Еврокомиссии по энергетике Кадри Симсон, добавив, что этот вопрос в частности будет обсуждать на встрече 30 сентября.

Вместе с тем в ЕК пока не готовы объяснить в деталях, как и в какой форме будет работать специальная рабочая группа по изучению возможности установления предельной цены на газ на рынке электроэнергии ЕС.

"Я не могу вам точно сказать, в какой форме будут работать (эксперты), с кем встречаться, в каком формате должно приниматься решение по данному вопросу на политическом уровне, чтобы учредить эту группу, о которой упомянула председатель (ЕК Урсула фон дер Ляйен)", — сообщил официальный представитель ЕК Тим Макфи на брифинге в Брюсселе.

Он сослался на главу Еврокомиссии, заявившую о необходимости предварительно изучить соответствующие контракты и политические взаимоотношения, поддерживаемые с различными поставщиками.

"Нет единой модели, все это должно стать предметом анализа и тщательного рассмотрения. Нужно также принимать во внимание ожидания государств-членов и попытаться дать ответы на все эти вопросы", — отметил Макфи.

По его словам, Еврокомиссия рассчитывает, что на внеочередном заседании Совета ЕС по энергетике 30 сентября ее предложение по антикризисным мерам на энергетическом рынке Евросоюза будет официально утверждено.

На минувшей неделе Европейская комиссия вынесла официальные предложения по экстренному вмешательству на энергорынках Европы, в том числе по мерам в сфере потребления электроэнергии. Главным ответом на борьбу с высокими ценами в ЕК назвали снижение спроса, которое "может повлиять на цены на электроэнергию и оказать общее успокаивающее воздействие на рынок".

Еврокомиссия предложила ввести обязывающее снижение потребления электроэнергии не менее чем на 5% "в самые дорогостоящие часы потребления, когда выработка электроэнергии на газе оказывает значительное влияние на цену". Государства-члены ЕС должны будут определить 10% часов с самой высокой ожидаемой ценой и снизить спрос в эти часы пик. Снижение спроса в часы пик приведет к сокращению потребления газа на 1 млрд 200 млн куб. м в зимний период, подсчитали в ЕК.

Еврокомиссия также рассчитывает, что страны ЕС попытаются сократить общий  спрос на электроэнергию — по меньшей мере на 10% до 31 марта 2023 года.

Помимо этого, ЕК предложила временно ограничить доходы "инфрамаржинальных" производителей электроэнергии, то есть тех, кто использует технологии с более низкими затратами, такие как возобновляемые источники энергии, атомная энергия и бурый уголь, обеспечивающие производство электроэнергии по себестоимости ниже, чем у более дорогих производителей. Верхний предел "инфрамаржинальных доходов" предлагают установить на уровне 180 евро/МВтч.

"Это позволит производителям покрыть свои инвестиционные и эксплуатационные расходы без ущерба для инвестиций в новые мощности в соответствии с нашими целями в области энергетики и климата на 2030 и 2050 годы. Доходы сверх предела будут собираться правительствами государств-членов и использоваться, чтобы помочь потребителям энергии сократить свои расходы", — говорится в заявлении ЕК.

Между тем, как считает вице-премьер РФ Александр Новак, возможное решение ЕС урезать сверхприбыли энергокомпаний не повлияет на цены энергоносителей на мировом рынке.

"Цена на газ будет формироваться рыночным способом, исходя из баланса спроса и предложения. Речь идет в первую очередь о спотовых поставках через голландскую TTF (биржа) или другие", — отметил Новак.

Говоря о трубопроводных поставках, Новак заметил, что здесь формула формируется условиями контракта на долгосрочной основе.

"В основном наши контракты по поставкам газа в Европу долгосрочные и с формулой контракта. Те решения, которые будут приниматься по изъятию сверхприбыли у компаний, которые сегодня зарабатывают на европейском рынке, не будут иметь никакого отношения к формированию цен", — уверен вице-премьер. 

Зависимая Европа 

Сейчас США наращивают поставки сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Европу. Как сообщила на минувшей неделе руководитель направления LPG агентства Argus (международное независимое ценовое агентство, предоставляющее информацию о ценах и конъюнктуре рынков энергоносителей и других товаров) Светлана Новолодская, уже по состоянию на 8 августа отгрузки газа из США в Европу превысили прошлогодний уровень. Так, по ее данным, в прошлом году они составили 3 млн 980 тыс. тонн, а на 8 августа 2022 года составили 4 млн тонн.

"К концу года мы ожидаем, что объем поставок будет около 7 млн тонн", — сказала Новолодская, подчеркнув, что это рекордный показатель.

По ее словам, среднемесячный объем отгрузок в январе-июле 2022 года составил 533 тыс. тонн против среднемесячного показателя в 332 тыс. тонн в 2021 году.

"То есть мы видим, что американский газ захватывает все большую и большую долю рынка в Европе", — подытожила она.

Вместе с тем американские производители сланцевых нефти и газа уже предупредили, что не смогут увеличить добычу в достаточном объеме, чтобы помочь Европе справиться с энергетическим кризисом предстоящей зимой. Как пишет газета Financial Times представители отрасли отмечают, что объемы поставок на данный момент уже близки к максимумам, в то время как добыча нефти в стране в этом году будет ниже правительственного прогноза примерно на 1 млн баррелей в сутки.

"США не могут резко увеличить добычу. Нынешний объем производства — это то, что есть", — отметил Уил Ванло, глава фонда прямых инвестиций Quantum Energy Partners, одного из крупнейших инвесторов в сланцевый сектор.

По словам главы фонда прямых инвестиций Kimmeridge Energy Бена Делла, акционеры не готовы дать нефтегазодобывающим компаниям добро на резкое наращивание производства, поскольку это требует новых инвестиций. Инвесторы же предпочитают, чтобы компании производили меньше, но с большей прибылью.

Небольшое увеличение поставок нефти и газа из США в ближайшие месяцы "не изменит ситуацию в мировом масштабе", говорят и в частной добывающей компании Greenlake Energy Ventures.

По мнению экспертов, Европа не сможет пройти предстоящую зиму и 2023 год без сохранения поставок газа из России или значительного сокращения экономики. Несмотря на заполнение хранилищ, Европа не преодолела зависимость от российского газа, уверены в консалтинговой компании "Яков и партнеры".

"Для обеспечения потребности в голубом топливе до конца 2022 года странам Европы потребуется сохранять поставки газа из России или срезать его потребление на дополнительные 7-12 млрд куб. м, что возможно только при полной или частичной остановке ряда отраслей. Уже сегодня в Европе остановлено 70% мощностей по выпуску азотных удобрений, выпуск алюминия сокращен на 25%, выплавка стали снижена на 5%, и, как ожидают авторы исследования, данный процесс с высокой долей вероятности продолжится даже в случае мягкой зимы", — отмечается в их исследовании "Европейский энергетический баланс в новой реальности".

Эксперты "Яков и партнеры" признают, что европейскими странами проделана большая работа по диверсификации источников поставок. К настоящему времени удалось обеспечить среднее заполнение газохранилищ на 85% за счет увеличения поставок от альтернативных поставщиков и сокращения потребления газа, прежде всего в промышленности, а поставки СПГ выросли на 30% относительно 2021 года.

"Однако дальнейшее увеличение темпа поставок, альтернативных российским, в 2022 году затруднено логистическими особенностями, прежде всего техническими ограничениями по приему СПГ в Европе за счет несвязанности многих терминалов с трубопроводной сетью", — отмечают исследователи.

По оценке компании, при сохранении текущего сниженного потребления газа европейские страны имеют дефицит газа для прохождения отопительного сезона 2022/2023 не менее 10 млрд куб. м даже в случае мягкой зимы, сохранения рекордных объемов импорта СПГ и полного расходования газа своих подземных газохранилищ.

"При этом ситуация с энергобалансом Европы может значительно усложниться при реализации одного или нескольких возможных рисков: восстановление спроса на сжиженный газ в Китае, холодная или долгая зима, аварии и сбои в цепочках поставок. В случае реализации рисков дефицит может вырасти до 20-30 млрд куб. м. Все это говорит о том, что европейские страны продолжат сокращать потребление или будут вынуждены увеличить закупки из России", — отмечают исследователи.

В целом по миру, несмотря на текущую экономическую ситуацию, в 2022 году общемировые потребности в газе возрастут примерно на 50-75 млрд куб. м, прогнозируют аналитики компании. Таким образом, разрыв между спросом и предложением даже без учета региональных искажений, вызванных санкциями, составит 75-125 млрд куб. м, что, как отмечает руководитель международного исследовательского центра "Яков и Партнеры" Влада Богданова, продолжит создавать предпосылки к сохранению высоких цен на газ и другие энергоносители.

"С учетом рычагов, позволяющих быстро сократить потребление энергоресурсов, дефицит на рынке газа, скорее всего, сохранится на уровне 5-6%, что не позволит цене опуститься ниже отметки $800-1000 за тысячу кубометров", — приводится ее комментарий в сообщении.

Как считают эксперты, в среднесрочной перспективе усилия европейских стран по снятию логистических ограничений на увеличение поставок от альтернативных поставщиков (строительство новых СПГ-терминалов, объединение внутриевропейских газораспределительных сетей) начнут давать первый эффект к середине - концу 2023 года. В результате Европа может увеличить возможности приема СПГ на величину до 60 млрд куб. м газа в год.

Однако, отмечают специалисты, само создание инфраструктуры не решит проблему поставок, так как соответствующий запас свободных мощностей у производителей сжиженного газа отсутствует.

"В перспективе 2023 года отказ от российского газа означает для европейских стран дефицит в 40-60 млрд куб. м газа даже при сохранении текущих темпов экономии газа на весь 2023 год 60 млрд куб. м газа сопоставимо с годовым потреблением газа Францией и Польшей вместе взятыми или с совокупным годовым потреблением газа по таким отраслям, как производство удобрений, нефтехимия, черная и цветная металлургия и все машиностроение. Остановка этих отраслей по цепочке повлияет и на остальные связанные отрасли, от сельского хозяйства до сферы услуг. Таким образом, у Европы нет комфортного пути для отказа от газа из России в ближайшие годы — только через потери для населения и экономики", — приведен в сообщении комментарий партнера "Яков и партнеры" Елены Кузнецовой. 

Безальтернативный газ 

Никто из производителей газа не может так быстро нарастить поставки в Европу так, как это может сделать "Газпром", заявил зампред правления "Газпрома" Олег Аксютин на минувшей неделе на Петербургском международном газовом форуме.

"Полноценной альтернативы поставкам российского трубопроводного газа для Европы попросту нет. Никакая страна не способна предоставить ресурсы, сравнимые с ресурсами и месторождениями Сибири и полуострова Ямал. Никто не может нарастить поставки с использованием трубопроводных систем на условиях, предлагаемых ПАО "Газпром". СПГ на рынке также не появляется по мановению волшебной палочки. В 2023-2024 годах значительного роста предложения СПГ на рынке не ожидается", — отметил зампред компании.

Аксютин добавил, что политика стран Евросоюза в вопросе экспорта газа из России обрекает европейскую экономику на снижение эффективности и конкурентоспособности. По его словам, существенные объемы СПГ на мировом рынке могут появиться не раньше 2025 года.

"При этом Европе, как и сейчас, придется жестко конкурировать за эти объемы с импортерами из стран Азии. В итоге сложившиеся условия приведут к увеличению дефицита СПГ на мировом газовом рынке, а значит к росту цен и еще меньшей его доступности для менее платежеспособных стран", — сказал зампред правления "Газпрома".

Он уверен, что облегчить энергетический кризис в Европе позволил бы запуск газопровода "Северный поток-2".

"Но мы видим, что это очевидное решение вызывает сопротивление европейских политиков. Тем не менее все войны когда-то кончаются, а кризисы переходят в работу над восстановлением хозяйства, и, если Европа проявит волю к сохранению статуса промышленно развитого региона, европейскому руководству придется признать, что природный газ это готовое к применению экологически и экономически эффективное топливо, за счет которого может быть проведен достаточно быстрый перезапуск экономики. При этом вся инфраструктура для поставок газа уже есть", — напомнил топ-менеджер "Газпрома".

О существовании "Северного потока-2" на минувшей неделе в Самарканде после саммита Шанхайской организации сотрудничества журналистам напомнил и президент РФ Владимир Путин.

"В конце концов, если приспичило, если все так тяжело, возьмите и снимите санкции с "Северного потока-2". 55 млрд куб. м по году — только кнопку нажать, и все пошло. Нет, там закрыли сами, здесь закрыли, здесь не могут отремонтировать, новый газопровод поставили под санкции — "Северный поток-2", а мы виноваты? Пускай сами думают о том, кто в чем виноват, и не сваливают на нас свои собственные ошибки. "Газпром" и Россия как выполняли всегда, так и намерены и будут выполнять все свои обязательства в рамках наших договоренностей и контрактов. Никаких сбоев здесь никогда не было и не будет", — заяви глава российского государства.

По его словам, Европа, обвиняя Россию и "Газпром" в росте цен на газ, пытается таким образом скрыть свои ошибки. Путин подчеркнул, что энергетический кризис в Европе начался не со специальной военной операции в Донбассе, а почти на год раньше, и начался он с "зеленой" повестки.

"Они (европейские политики — Интерфакс) для достижения сиюминутной политической конъюнктуры в своих странах пошли на сворачивание углеводородной энергетики вообще. Банки перестали выдавать кредиты. Местные органы власти перестали выделять землю для будущих разработок. Перестали осуществлять планы по строительству энергетической инфраструктуры. Резко сократились инвестиции в традиционную энергетику. Но это все стало происходить несколько лет назад", — напомнил президент РФ.

Он считает, что проблемой стала неготовность "зеленой" энергетики ответить на огромный объем необходимых энергоресурсов для поддержания промышленного роста.

"Экономика растет, а энергетика становится все меньше", — заметил Путин.

Кроме того, он напомнил, что представители России и "Газпрома" уговаривали европейцев не отказываться от долгосрочных контрактов, пояснив, что производитель перед тем, как вложить миллиарды долларов в новые месторождения, должен быть уверен, что продаст газ. Однако европейцы предпочли спотовый рынок.

"Они, по сути, нас заставили в цену контракта вкладывать значительную долю от цены спота, и "Газпром" был вынужден в цене газа учитывать не только корзину нефтепродуктов и нефти, но и спот. Спот начал расти, и цены даже по долгосрочным контрактам выросли. Но мы-то здесь причем?" — задает вопрос Путин.

Он также отверг обвинения в том, что Россия перекрывает поставки газа в Европу, напомнив, что это Польша поставила под санкции газопровод "Ямал-Европа", закрыв маршрут.

"Я Шольцу (Олаф Шольц, канцлер ФРГ) сказал: позвоните в Варшаву и попросите, чтобы они открыли маршрут. Две нитки газопровода по Украине, Украину снабжают оружием, а она закрыла один и маршрутов — пожалуйте бриться. Зачем? Позвоните в Киев — пусть откроют", — предложил Путин.

На минувшей неделе министр экономики Австрии Мартин Кохер высказал мнение, что длительная остановка поставок российского газа в Европу стала бы "непосильной ношей" для Москвы, так как России в такой ситуации останется только сжигать свой газ.

В ответ в Кремле напомнили, что Европа — это не единственный потребитель газа и не единственный континент, который нуждается в природном газе для обеспечения высоких темпов развития. Как отметил в ходе общения с журналистами пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, "есть регионы, которые, кстати, развиваются гораздо более высокими темпами и имеют гораздо более амбициозные программы развития".

И, по его словам, в этих регионах спрос на газ вполне сможет компенсировать отсутствие спроса на европейском направлении.