Депутаты Госдумы хотят усилить государственное регулирование рынка нефтепродуктов. Они предложили признать нефтеперерабатывающие заводы естественными региональными монополиями, а также ограничить рентабельность производителей и продавцов бензина и дизтоплива. Против этой инициативы выступили Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минэнерго, а также сами нефтяники.
В пятницу на заседании секции законодательного совета при комитете Госдумы по энергетике депутаты предложили принять ряд мер, которые, по их мнению, позволят усилить госрегулирование рынка нефтепродуктов и тем самым сдержать рост цен на топливо. В числе предложенных мер — включение НПЗ в реестр естественных региональных монополий. Это фактически означает, что цены на топливо станут предметом регулирования государства. Также депутаты предложили запретить давальческую переработку нефти на НПЗ и ограничить рентабельность оптового, мелкооптового и розничного рынка нефтепродуктов на уровне 15%.
Главным борцом с ростом цен на топливо традиционно выступает ФАС, но сейчас антимонопольное ведомство раскритиковало идеи депутатов. Начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин отмечает, что НПЗ не могут считаться региональными монополиями, поскольку они поставляют нефтепродукты на общефедеральный рынок.
Антимонопольная служба против и другой инициативы депутатов — формировать оптовые, мелкооптовые и розничные цены на нефтепродукты на уровне, обеспечивающем 15% рентабельность бизнеса в каждом сегменте. По словам Махонина, это противоречит нормам ценообразования и конкуренции.
Минэнерго также не поддерживает ограничение рентабельности оптового, мелкооптового и розничного рынка нефтепродуктов на уровне 15% и внесение НПЗ в реестр естественных монополий регионального масштаба. Однако отмену давальческих схем на НПЗ в Минэнерго одобряют, считая, что это сделает рынок более прозрачным. Впрочем, в ведомстве напоминают, что объемы переработки по процессингу невелики, поскольку все крупные НПЗ, как правило, перерабатывают нефть материнских компаний.
Источник в «Роснефти» считает выдвинутые депутатами предложения нерыночными.
— Как можно рекомендовать компаниям участвовать в биржевой торговле нефтепродуктами и одновременно предлагать зафиксировать рентабельность линейки их бизнесов от оптового до розничного на уровне 15%? Это не имеет ничего общего с рыночными механизмами.
Предложение включить НПЗ в реестр региональных естественных монополий источник в «Роснефти» называет нерациональным.
Представитель «Лукойла» говорит, что понятию «региональная естественная монополия» нужно дать законодательное обозначение. Если этот термин будет означать возможность замораживания тарифов, под которую сейчас подпадают «Транснефть» и электроэнергетические компании, то получится абсолютно не рыночная схема, а типичный пример госрегулирования и административной экономики. Что касается ограничения доли рентабельности бизнеса, то это нерыночный параметр, поскольку НПЗ — это собственность в основном частных или частично частных компаний. Что касается процессинга, то давальческие схемы в основном используются на территории Белоруссии и Казахстана, в России они уже практически не работают.
Елена Корзун, глава ассоциации малых нефтяных компаний «Ассонефть» говорит, что они готовы обсудить предложения депутатов.
— Однако у нас есть собственные предложения по ценообразованию на нефтепродукты, которые мы в понедельник представим руководителю секции, первому заместителю председателя комитета по энергетике Госдумы Василию Тарасюку. Например, мы выступаем за честную форму ценообразования на внутреннем рынке топлива, без учета котировок западных ценовых агентств, однако с учетом индексов отечественных бирж нефтепродуктов, — указывает он.
Иван Грачев, председатель комитета по энергетике Госдумы, пояснил «Известиям», что предложения депутатов будут еще дорабатываться с учетом мнения участников рынка и профильных ведомств.
— Вносить НПЗ в реестр региональных естественных монополий я бы не стал. Что касается рентабельности бизнеса, здесь вопрос надо изучить. Я бы предложил ввести схему нормирования затрат на процесс производства нефтепродуктов, например некий коридор цен. Должны быть внутренние механизмы ценообразования, — считает он.
В то же время депутаты и ФАС сходятся в вопросе о переходе от фиксированных ставок акцизов на нефтепродукты к плавающим. Идею плавающих акцизов активно продвигает Федеральная антимонопольная служба. Ранее замглавы ведомства Анатолий Голомолзин заявлял, что эта мера может стать инструментом регулирования цен на топливо на внутреннем рынке. Согласно этой идее, при росте мировых цен на нефть акцизы на бензин и дизтопливо должны снижаться, чтобы предотвратить подорожание этих продуктов на внутреннем рынке. И наоборот, при снижении цен на нефть акциз должен расти.
Введение плавающих акцизов поддерживают и в «Лукойле». Против выступает Минфин, который указывает, что изменение налогового режима усложнит процесс администрирования акцизов.
Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович прогнозировал, что в будущем году цены на бензин могут увеличиться на 6–10%. По прогнозу президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, бензин и дизельное топливо в 2014 году могут подорожать примерно на 8%. Рост цен на 2–3% обеспечит увеличение акцизов, остальное — плановый уровень инфляции.