газэкспорт

Начиная с 2010 года погрузка сжиженных газов на сети РЖД прирастала ежегодно в среднем на 12%. По итогам прошлого года рост погрузки таких грузов удалось сохранить, но он составил лишь 0,2%. Темпы роста замедлились по причине естественного истощения нескольких месторождений, а также снижения спроса на некоторые продукты нефтехимии из-за введённых акцизов. 

По итогам 2018 года погрузка сжиженных углеводородных газов (СУГ) на сети РЖД превысила уровень 2010 года более чем вдвое. На развитии рынка перевозок СУГ также сказалась благоприятная конъюнктура экспорта – по данным Росстата, за последние пять лет средние экспортные цены на лёгкие дистилляты, а также пропан и бутан росли ежегодно в среднем на +17%. В то же время по итогам прошлого года объём погрузки СУГ по сети РЖД составил 60,5 млн тонн, что выше уровня 2017 года на 0,1 млн тонн (+0,2%). В частности, на 0,4 млн тонн (+2,6%) выросла погрузка бензина газового стабильного (БГС) – до 14,7 млн тонн, газового конденсата – на 0,1 млн тонн (+0,5%) – до 17,1 млн тонн, а погрузка дистиллята газового конденсата (ДГК) впервые за последние несколько лет снизилась на 0,6 млн тонн (–4,8%) – до 12,5 млн тонн. 

Как рассказали «Гудку» в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», замедление темпов роста погрузки СУГ обусловлено рядом факторов – в частности, в конце 2016 года ОАО «РЖД» ввело в действие ряд тарифных решений, которые выравнивали железнодорожные тарифы на перевозку нефтяных грузов, включая газовый конденсат, БГС и ДГК (за исключением других энергетических газов). Кроме того, в рамках борьбы Минфина РФ с суррогатами на топливном рынке начиная с прошлого года стали действовать изменения Налогового кодекса, устанавливающие акциз на ряд нефтепродуктов. В ЦФТО считают, что следствием этих решений, вполне вероятно, стало снижение перевозок ДГК на внутреннем рынке (считается дешёвым заменителем дизельного топлива, введение акциза на него уравняло конденсат в цене с ДТ, что в итоге обусловило повышение спроса на дизель). 

За I полугодие 2019 года по сети РЖД перевезено 8,3 млн тонн газового конденсата (–0,4 млн тонн, или –4,3% к аналогичному периоду прошлого года). По итогам 28 дней июля погружено 1,4 млн газового конденсата. Наибольшее снижение погрузки допустило ООО «Южно-Уральская промышленная компания» (–0,3 млн тонн, по итогам января – июня 2019 года погрузка отсутствует) в связи с прекращением экспортных поставок газового конденсата на европейские рынки с октября 2018 года из-за прекращения контракта на поставку сырья с Карачаганакского месторождения (Казахстан). Также объём перевозок сократило ПАО «Новатэк» (Пуровский завод по переработке конденсата) на 0,2 млн тонн, или на 5,5%, до 4,1 млн тонн, по причине естественного истощения запасов Термокарстового и Яро-Яхинского месторождений, а также в связи с приоритетностью финансирования других проектов холдинга. 

«Во II полугодии ожидается замедление темпов снижения погрузки газового конденсата, однако текущая динамика не позволяет рассчитывать на положительный прирост погрузки по итогам 2019 года», – резюмировала заместитель начальника ЦФТО Ирина Ажикина. 

При этом в целом по рынку перевозок СУГ стоит ожидать ограниченного роста погрузки к 2025 году до уровня порядка 70 млн тонн – при ежегодных темпах развития российской экономики до 2025 года в пределах +1,3–3,3% (в соответствии с базовым вариантом прогноза Минэкономразвития РФ от ноября 2018 года). Главным образом рост погрузки будет наблюдаться в экспортном направлении, что будет обусловлено повышением спроса на СУГ со стороны нефтехимических компаний развитых стран и стран Азии (по прогнозу ОПЕК, спрос на этан и БГС в мире к 2025 году может вырасти на +13,1% к уровню 2017 года). Потенциально дополнительные объёмы грузовой базы могут сформировать такие строящиеся проекты, как Амурский газоперерабатывающий завод, Восточная нефтехимическая компания и нефтехимический комбинат «Запсибнефтехим» (инициаторы проектов – «Газпром», «Роснефть» и СИБУР соответственно). 

В основном железнодорожные перевозки таких грузов, как ДГК, БГС, пропан и бутан, традиционно отправляются на экспорт, главным образом через порты Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов (АЧБ), в адрес европейских топливно-энергетических бирж (указанные поставки составляют порядка 70% от всего экспорта СУГ российскими предприятиями). 

По словам генерального директора ООО «СпецТрансКонтейнер» Бориса Борисова, основные трудности в области логистики перевозок СУГ связаны, как правило, с ограниченными возможностями железнодорожной и терминальной инфраструктуры, особенно вблизи портов АЧБ. Развитие мощностей в рамках Плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года должно помочь решить проблему. 

Вместе с тем в настоящее время парк цистерн для перевозки СУГ принадлежности РФ составляет 40,8 тыс. единиц. Средний возраст парка в России на конец 2018 года составил 14 лет при нормативном сроке эксплуатации 40 лет. В период с 2010 по 2017 год объём закупок цистерн для СУГ значительно превышал объём списаний благодаря вышеописанному росту спроса на перевозки таких грузов. По данным ЦФТО, в 2013 году объём закупок новых цистерн для СУГ был максимальным за период с 2010 по 2017 год – всего было приобретено 5,2 тыс. вагонов. Вместе с тем в 2018 году на сеть РЖД поступило только 389 цистерн для перевозки СУГ, что на 19% меньше, чем в 2017 году. В прошлом году списано 240 цистерн, в 2019 году ожидается списание ещё 126 таких вагонов. Наибольшие объёмы списаний цистерн для СУГ будут приходиться на 2044–2047 годы, когда может быть списана почти четверть всего существующего парка, и на 2050–2053 годы, когда планируется списание еще около трети парка. Таким образом, в ЦФТО считают парк цистерн для СУГ сбалансированным. 

По мнению генерального директора АО «СГ-транс» Сергея Калетина, сегмент транспортировки СУГ весьма стабилен и сейчас подвижной состав находится в незначительном профиците, ближе к балансу. 
«По нашим прогнозам, в ближайшие пять лет баланс парка в этом сегменте сохранится в зоне небольшого профицита», – подчеркнул Сергей Калетин.