Поставки нефти в Китай, который является крупнейшим импортером энергоносителей в мире,  значительно сократились в октябре. Несмотря на вторую волну коронавируса, спрос на нефтепродукты на китайском рынке остается на высоком уровне. В связи с расширением производства Пекин значительно увеличил квоту на импорт нефти для частных нефтеперерабатывающих компаний. 14-й пятилетний план подразумевает создание равных условий для государственных и частных нефтеперерабатывающих компаний и развитие конкуренции.  

СНИЗИЛСЯ ИМПОРТ НЕФТИ, НО НЕ СПРОС НА НЕФТЕПРОДУКТЫ 

По данным Главного управления таможни КНР, поставки нефти в страну в октябре снизились на 15% по сравнению с месяцем ранее – до 42,56 млн т (≈10 млн барр./сут.).  В сентябре импорт нефти в Китай составил 11,8 млн барр./сут., а в октябре 2019 года – 10,72 млн барр./сут. 

В июне импорт нефти в Китай достиг исторически максимального значения– 12,98 млн барр./сут. В январе-октябре этого года поставки нефти составили 458,56 млн т (≈11 млн барр./сут.) – на 10,6% больше, чем за тот же период 2019 года. 

Аналитическая компания OilX сообщила об улучшении ситуации в китайских портах и об уменьшении количества нефти в хранилищах, куда поставляется сырье по результатам торгов поставочными фьючерсами на INE (Международной энергетической бирже в Шанхае).   

По оценке экспертов OilX, в конце октября объемы нефти в неразгруженных танкерах не превышали 40 млн баррелей. В хранилищах INE количество нефти также снизилось на 10 млн баррелей по сравнению с июлем, когда заполнение хранилищ достигло максимального уровня. 

Китайские компании начали скупать подешевевшую нефть после обвала цен в апреле. Поставки нефти в Китай по морю значительно возросли, но инфраструктура китайских портов оказалась не в состоянии осуществить их своевременную разгрузку. В результате в китайских портах скопилось большое число неразгруженных танкеров.

Китайские компании – государственные и частные – построили дополнительные мощности для хранения избыточных объемов импортной нефти, которые не могли переработать китайские НПЗ.  В январе-сентябре 2020 года объем нефти, которое поступал в хранилища страны составил 1,7 млн барр./сут. 

Предложение нефти на китайском рынке формируется за счет импорта и собственной добычи, которая в этом году составляет около 3,9 млн барр./сут. 

Китай в кратчайшие сроки сумел восстановить свою экономику после пандемии коронавируса. После отмены режима самоизоляции и других ограничений, введенных во время пандемии коронавируса, спрос на моторное топливо и другие виды нефтепродуктов, за исключением авиационного керосина, восстановился полностью и даже превысил показатели прошлого года.

Объемы импорта нефти в Китай во многом будут зависеть от спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке. Когда многие страны вынуждены вводить жесткие ограничения из-за второй волны коронавируса, китайская экономика сумела восстановится после пандемии, поэтому спрос на нефтепродукты находится на высоком уровне и продолжает расти.  

В консалтинговой компании Rystad Energy прогнозируют в четвертом квартале рост спроса на нефтепродукты в Китае – до 13,53 млн барр./сут. В третьем квартале спрос составил 13,27 млн барр./сут. 

СНИЖЕНИЕ ЗАГРУЗКИ НПЗ 

Из-за низкой рентабельности переработки и слабого спроса на нефтепродукты за рубежом в октябре снизилась загрузка китайских НПЗ. 

По предварительным данным агентства Platts, в октябре 39 НПЗ, принадлежащие государственным компаниям Sinopec, PetroChina, CNOOC и Sinochem переработали 6,99 млн барр./сут., что составило 78,9% процентов от их установленной мощности. Из 39 государственных НПЗ на 25 в прошлом месяце была снижена загрузка. 

Частные компании, на которые приходится 31% всех нефтеперерабатывающих мощностей Китая, снизили объемы производства незначительно. Снизили загрузку преимущественно малые и средние НПЗ, расположенные в провинции Шаньдун. В конце октября она составила70,6% по сравнению с 72% в сентябре. 

Загрузка НПЗ Hengli Petrochemical мощностью 400 тысяч барр./сут. снизилась в прошлом месяце до 105%  по сравнению с 108% в сентябре. Загрузка НПЗ Zhejiang Petroleum & Chemical (ZPC), который также способен перерабатывать 400 тысяч барр./сут. в октябре осталась на прежнем уровне – 110%. Оба частных НПЗ перерабатывали нефть в объемах, превышающих их установленную мощность. 

Согласно данным Государственного бюро статистики КНР, в январе – сентябре 2020 года переработка нефти в среднем составила 13,2 млн барр./сут. – на 2,9% больше, чем за тот же период годом ранее. Максимальный объем нефти — 14,08 млн барр./сут.- китайские НПЗ переработали в июне, после началось сокращение производства. В сентябре переработка нефти составила 13,96 млн барр./сут. 

По предварительным неофициальным данным, из-за снижения загрузки НПЗ объем переработки нефти в Китае снизился в октябре до 13,75 млн барр./сут., передает Прайм.  

По мнению китайских экспертов, регулирование цен на нефтепродукты является основной снижения рентабельности переработки нефти. Кроме того, низкий спрос из-за пандемии коронавируса на моторное топливо в соседних странах, куда экспортируются продукция китайских НПЗ, также не способствует увеличению объемов производства. 

По данным из китайских источников, негосударственные компании почти полностью использовали квоты на импорт нефти в этом году. Это не означает, что частные НПЗ останутся без нефти. Они всегда могут приобрести сырье в необходимых объемах на бирже INE. 

УВЕЛИЧЕНИЕ КВОТЫ ДЛЯ ЧАСТНИКОВ

Вопреки мрачным экономическим прогнозам, связанным со второй волной коронавируса в мире, частные компании расширяют объемы производства. 1 ноября компания ZPC запустила в эксплуатацию новую установку первичной переработки нефти мощностью 200 тыс. барр./сут.  

Другая частная компания Shenghong Petrochemical Group в следующем году планирует ввести в эксплуатацию НПЗ, который будет иметь самую большую в Китае установку по переработке нефти, мощностью 320 тысяч барр./сут. (16 млн т/г).

В связи с ростом производственных мощностей частных НПЗ китайское правительство в начале ноября повысило квоту на импорт нефти в 2021 году для негосударственных нефтеперерабатывающих компаний на 20% по сравнению с квотой этого года. В следующем году частные компании смогут самостоятельно закупить за рубежом 243 млн т сырья. В 2020 году квота не менялась и составила 202 млн т, поскольку в 2019 году она была увеличена на 50 млн т по сравнению с годом ранее.  

Значительное увеличение квоты для частных компаний позитивно восприняли участники рынка.  Уже в октябре трейдеры начали закупать партии нефти, которые будут отгружены и доставлены в Китай в конце года, когда ожидается скачок спроса на сырье со стороны частных НПЗ. 

ВЕРНОЙ ДОРОГОЙ 

Решение об увеличении квоты на импорт нефти было принято в соответствии с экономической политикой Пекина, изложенной в 14-м пятилетнем плане. В конце октября Пленум ЦК КПК принял проект 14-го пятилетнего плана развития Китая. Окончательно план будет утвержден в марте 2021 во время проведения 13-го Всекитайского собрания народных представителей. 

В 14-м пятилетнем плане уделяется особое внимание развитию рыночных отношений, совершенствованию системы налогообложения и финансового регулирования. Пекин взял курс на снижение роли государства в экономике. Поддержка со стороны правительства будет оказываться не только государственным, но и частным предприятиям, а также иностранным компаниям, если их деятельность способствует развитию китайской экономики. 

Во время реализации 13-ого пятилетнего плана Пекин приступил к поэтапному устранению барьеров на пути развития рыночных отношений в нефтегазовой отрасли, что обеспечило создание конкуренции между государственными и частными нефтеперерабатывающими компаниями. Для дальнейшего развития конкуренции китайские власти намерены изменить механизм формирования цен на нефтепродукты – прежде всего, на бензин и дизельное топливо.  

13-й пятилетний план предусматривал создание рыночного механизма ценообразования в нефтегазовой отрасли. Однако из-за большой волатильности на мировом рынке нефти и отсутствия надежных ценовых индикаторов, отражающих соотношение спроса и предложения на внутреннем рынке, правительство не смогло отказаться от механизма регулирования цен, который был введен в 2013 году.