Минфин и Минэнерго согласовали параметры корректировки демпферного механизма, запуск которого планируется с 1 мая. Демпфер начал применяться с января 2019 года, правительство решило его продлить из-за роста цен на нефть и падения курса рубля.

В рамках демпфера бюджет компенсирует нефтекомпаниям часть разницы между экспортной ценой топлива и так называемой индикативной внутренней ценой (постоянная величина, не связана с реальной динамикой оптовых цен). Если эта разница становится отрицательной, то есть цены внутри России выше экспортных, уже нефтяники доплачивают в бюджет.

Согласно пресс-релизу Минфина, в рамках демпфера планируется:

  • с 1 мая 2021 года снизить индикативную цену бензина на 4 тыс. руб. по сравнению с действующей ставкой;
  • с 1 января по 31 декабря 2022 года — снизить цену на 2 700 руб. по сравнению с установленной в Налоговом кодексе ставкой;
  • с 1 января 2022 года — снизить с 5% до 3% ежегодную индексацию базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу;
  • с 1 января 2023 года — проводить индексацию индикативной цены бензина на 3%.

Донастройка демпферного механизма обойдется бюджету в 350 млрд руб., уточнили в Минфине. Около половины расходов планируется компенсировать за счет увеличения НДПИ на нефть. Минфин считает, что корректировка демпфера «позволит увеличить объем компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам», и они смогут «устанавливать отпускные цены, обеспечивающие достаточную маржинальность розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции».

Аналитики считают, что в наибольшей степени от решения правительства увеличить компенсации нефтекомпаниям за сдерживание цен на топливо внутри страны выиграет «Газпром нефть». Положительный эффект для EBITDA компании может составить 1,5–3% в 2021 году и 4–5% в 2022 году. Кроме того, в наибольшей степени компенсации вырастут у «Роснефти», крупнейшего российского переработчика, пишет Ъ.