экспорт

Западные агентства уверяют, что Индия наконец согласилась примкнуть к антироссийским санкциям и больше не будет покупать российскую нефть дороже установленного Западом потолка.

В Москве эти сообщения пока не комментируют. Проблемы у РФ возникли и при поставках импортных товаров через Турцию.

Эксперты «НГ» уверяют, что западные источники нередко выдают желаемое за действительное. А возникшая несколько дней назад проблема с транзитом товаров из Европы через Турцию уже частично разрешается. Участники логистического рынка объяснили, что готовят запасные, альтернативные Турции, маршруты перевозок.

Россия будет исходить из решений главы государства при экспорте нефти в Индию, заявил в понедельник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

«У нас есть определенные принятые решения на этот счет. Решения, принятые президентом РФ и оформленные соответствующими документами. Мы будем из них исходить. Кроме того, ориентируемся мы в данном случае не на сообщения информагентств, а прежде всего на наши контакты с нашими контрагентами в Индии», – сказал Песков.

Индия, третий по величине импортер сырой нефти в мире после Китая и США, начала активно закупать российские энергоресурсы: если в начале 2022 года доля России в импортной нефтяной корзине Индии достигала 0,2%, к концу года она выросла до более 20% (почти до 1 млн баррелей в день). Официально Нью-Дели не поддержал введенный Западом в декабре 2022 года потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долл. за баррель. Министр нефти и газа республики Хардип Сингх Пури заявлял, что Индия продолжит проводить независимую политику для обеспечения своей энергетической безопасности.

Агентство Bloomberg накануне сообщило со ссылкой на источники, что Индия не будет нарушать западные санкции в отношении России, в частности потолок цен на российскую нефть. Якобы индийские власти обратились к руководству банков и трейдерам с требованием соблюдать ограничения. Вопрос лимита цен на российскую нефть Индия обсуждала с США и другими странами «большой семерки» в кулуарах саммита G20, пишет агентство. Об этом же со ссылкой на свои закрытые источники в Министерстве промышленности страны написало и издание Telegraph India.

Проблема в том, что президент Владимир Путин в конце декабря подписал указ об ответных мерах на введение Западом потолка цен на российскую нефть, запретив с февраля ее поставки покупателям, которые примкнули к этому ограничению.

«Публикации о том, что в торговле РФ и ее партнеров возникли проблемы, появляются в западной прессе регулярно, – сказал ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Вот и сейчас Bloomberg передает, по сути, слухи, ссылаясь на анонимные источники. Речь, возможно, идет о том, что некие финансовые компании (например страховые или связанные с перевозками, трейдинговым бизнесом) пообещали каким-то своим американским партнерам не участвовать в сделках, где конечные потребители российской нефти покупают ее дороже price cap. То есть речь не идет о нефтеперерабатывающих заводах, которые скорее всего покупают ее дороже 60 долл. за баррель. По крайней мере это следует из подсчетов, сделанных на основе новой методики, предложенной агентством Argus для определения цены российской нефти в порту Индии: там получается, что дисконт на российскую смесь по отношению к Brent составляет 17 долл., и сегодня это дает цену выше 60 долл.».

Индийские заводы публично не заявляют о присоединении к западному ценовому потолку на российскую нефть, отмечает эксперт. «Индийцы будут продолжать работать очень аккуратно, многое будет сохраняться в серой зоне, где нет точной информации», – предполагает Митрахович. Подталкивание России к более тесной зависимости от Китая не в интересах Индии, считает эксперт.

Сохраняется неопределенность и в позиции важного российского торгового партнера – Турции. По информации Bloomberg, Турция с 1 марта якобы запретила транзит в Россию подсанкционных товаров. Информацию подтверждали и российские логистические компании: по их данным, турецкая таможня блокировала на специальных складах грузы, предназначенные для России, если они прибыли из стран, которые ввели санкции против РФ. Операторы международных перевозок рассказывали в своих Telegram-каналах, что Турция закрыла по этой причине транзит 10 тыс. наименований товаров из ЕС, то есть всю номенклатуру из 10 пакетов европейских санкций. Под ударом оказались товары общей стоимостью более 3 млрд долл. в годовом выражении.

В пятницу товары для РФ начали понемногу покидать территорию Турции. Однако часть из них направилась в Казахстан. Как сообщил глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, перевозчики в качестве пункта назначения теперь указывают не Россию, а Казахстан. «Пока трудно сказать, идет ли речь о политически мотивированном подходе со стороны властей Турции, которые хотят показать своим западным партнерам, что они не игнорируют политику санкций. Или это был технический сбой, связанный с тем, что Анкара адаптирует свои таможенные документы под новые регламенты, связанные с работой с ЕС, – сказал руководитель Международного логистического альянса ACEX Мирослав Золотарев. – Товары, которые были завезены в Турцию до начала сбоя, скорее всего будут выпущены с ее территории, но вот что будет с дальнейшим сотрудничеством в этой сфере – пока непонятно».

Есть надежда, что все восстановится и будет работать по-прежнему, говорит эксперт. «Товарооборот между двумя странами вырос за год вдвое. Прибавка составила около 30 млрд. долл., и значительная часть этих денег сгенерирована именно транзитом. Отказываться от этих денег туркам нет никакого резона. Вместе с тем возникшие трудности заставляют прорабатывать альтернативные маршруты транзита по «южному коридору», – говорит Золотарев. – В первую очередь мы рассматриваем страны, которые могут быть как бы конечными потребителями товаров, а не транзитерами, то есть, чтобы товары были введены в их таможенный оборот (это является одним из условий параллельного импорта в РФ). Интересны также страны с низкими пошлинами или где нет НДС».

Федеральная таможенная служба России (ФТС) частично возобновила публикацию данных таможенной статистики внешней торговли, которая была приостановлена в апреле 2022 года. Дана общая статистика по экспорту-импорту в целом за 2022 год с разбивкой по крупным товарным группам, но без разбивок по конкретным товарным позициям и без разбивок по странам. Как оказалось, экспорт из РФ в 2022 году подскочил на 19,9%, до 591,5 млрд долл., а импорт снизился на 11,7% до 259,1 млрд. Положительное внешнеторговое сальдо РФ в 2022 году выросло до 332,4 млрд долл. со 197,3 млрд в 2021 году (рост на 68%), сообщила ФТС в понедельник. В целом внешнеторговый оборот вырос за 2022 год на 8,1% – до 850,5 млрд.

Экспорт нефти и газа по-прежнему составляет львиную долю всех поставок страны за рубеж. В 2022 году Россия нарастила экспорт нефти, топлива и продуктов их перегонки на 42,8% – до 383,7 млрд долл. Экспорт нефти составил 242 млн т, увеличившись на 7,6%.