газсуг

Торговые ограничения со стороны ЕС привели к профициту и падению цен на российском рынке сжиженных углеводородных газов (СУГ). Отечественные производители стали наращивать экспорт в Китай и страны Центральной Азии, однако дальнейшее увеличение поставок будет в немалой степени зависеть от динамики валютного курса и расшивки узких мест инфраструктуры. К такому выводу пришли участники конференции «СУГ 2025», организованной Группой CREON в Санкт-Петербурге 22 мая 2025 г.

Ключевые сегменты рынка

Производство сжиженных углеводородных газов (СУГ) в России по итогам первого квартала 2025 г. сократилось на 8,8% в сравнении с аналогичным периодом 2024 г. (до 3,3 млн тонн). В пятерку крупнейших производителей СУГ в январе-марте 2025 г. входили «Сибур» (27%), «Газпром» (22%), «Роснефть» (13%), «Лукойл» (8%) и «Новатэк» (6%), доля остальных компаний составила 24%. Такие данные привел аналитик «ОМТ Консалт» Никита Денисов.

Экспорт СУГ по итогам первого квартала 2025 г. снизился на 16,3% (год к году), до 746 тыс. тонн; в тройку основных регионов-импортеров СУГ вошли Азия (51%), СНГ (28%) и Африка (11%), доля всех прочих регионов составила 10%. Что касается внутреннего рынка, то здесь потребление в период с 2021 по 2024 гг. выросло с 12,4 млн тонн до 14,4 млн тонн (с учетом округления): как и в прошлые годы, крупнейшим сегментом в 2024 г. была нефтехимия (7,9 млн тонн), спрос в автотранспорте и бытовом сегменте достиг в общей сложности 5,9 млн тонн, а в промышленности – 0,5 млн тонн.

В нефтехимии СУГ используются в основном в процессах пиролиза и дегидрирования, при этом в пиролизе чаще всего применяются пропан и бутан, а в дегидрировании – изобутан. В свою очередь в автомобильном транспорте СУГ являются самым распространенным видом газомоторного топлива: в 2024 г. на их долю приходилось 7,3% розничного рынка, тогда как доля КПГ составляла 1,8%, а СПГ – 0,3% (против 54,7% у автомобильного бензина, 35,7% у дизельного топлива и 0,2% у электромобилей). По словам Н. Денисова, доля сжиженных углеводородных газов будет расти: в отличие от цен на бензин АИ-92, цены на СУГ зависят от баланса спроса и предложения.

В коммунально-бытовом секторе наибольшим спросом среди всех СУГ пользуются СПБТ, а также пропан, бутан и ППФ. Среди регионов крупнейшим потребителем является Северо-Кавказский федеральный округ, за ним следуют Центральный, Южный и Приволжский федеральный округа.

Подспорьем для внутреннего рынка стал ввод обратного акциза на СУГ в 2020 г. – это способствовало реализации нефтехимических проектов потребляющих СУГ в качестве сырья, в их числе – «Амурский ГХК» и второй комплекс дегидрирования пропана на «ЗапСибНефтехим», рассказала Наталья Бочкарева, руководитель проекта департамента по аналитике в химической отрасли Аналитического центра ТЭК. Другим фактором должна стать являются программы газификации, которые затронут, в том числе ряд удаленных регионов (Якутия, Тыва).

Использование СУГ для газификации и догазификации позволит снизить среднюю стоимость подключения для домовладений, а также уменьшить потребность системах электрического отопления, обустройство которых требует высоких расходов – об этом заявил Андрей Вычужанин, заместитель председателя комитета по предпринимательству в сфере ЖКХ ТПП РФ, генеральный директор «Газовый вектор». По его оценке, в России остаются негазифицированными от 13 млн до 15 млн домовладений, при этом технически возможной является газификация лишь 1,5 млн из них (с помощью поставок метана по трубопроводам). Обеспечить ускоренную газификацию более чем 10 млн потребителей можно за счет СУГ.

По прогнозу Аналитического центра ТЭК, к 2030 г. производство СУГ в России увеличится на 4 млн тонн в год (до 20 млн тонн в год), экспорт – на 1,5 млн тонн в год, а потребление – на 2,6 млн тонн в год (до 15,5 млн тонн в год), при этом отдельно в нефтехимии спрос достигнет 8,5 млн тонн в год.

Экспорт

Экспорт СУГ из России сократился с 1,09 млн тонн в январе-апреле 2024 г. до 895 тыс. тонн в январе-апреле 2025 г.; транзитные поставки за тот же период увеличились со 109 тыс. тонн до 133 тыс. тонн соответственно, а внутренние перевозки – с 2,48 млн до 2,36 млн тонн. Такие данные на основе статистики грузопотоков привел Максим Дьяченко, управляющий партнер компании «Пролеум».

Ключевой причиной сокращения экспорта стало снижение поставок в Польшу, Нидерланды и ряд других стран ЕС; важным фактором также являлось укрепление рубля. Российский рынок стал профицитным, что привело к резкому падению биржевых цен – с 18188 тыс. руб. за тонну в ноябре 2024 г. до 15508 тыс. руб. за тонну в мае 2025 г.

Китай стал основным экспортным направлением для российского СУГ в январе-апреле 2025 г., рассказала Татьяна Череску, менеджер рынка СУГ «ИГ «Петромаркет». В КНР за первые четыре месяца текущего года автомобильным и железнодорожным транспортом совокупно было поставлено более 200 тыс. т сжиженного газа, тогда как объем экспорта за аналогичный период прошлого года составлял 147 тыс. т.

Рост поставок в Китай произошел несмотря на то, что условные экспортные нетбэки Сургутского ЗСК при экспорте ПБТ в Китай через Приморский край ниже, чем при поставках в Киргизию и Таджикистан. В свою очередь объем поставок СУГ из России в Афганистан, Таджикистан, Узбекистан и Киргизию увеличился со 143 тыс. тонн в январе-апреле 2024 г. до 311 тыс. тонн в январе-апреле 2025 г.

«ИГ «Петромаркет» ожидает, что по итогам текущего года в Китай экспортируют около 700 тыс. т СУГ (против 413 тыс. тонн в 2024 г.); этот прогноз не учитывает объемы Амурского ГПЗ.

Транспортная инфраструктура

Объем перевозок СУГ по сети РЖД снизился с 17,9 млн тонн в 2019 г. до 14,4 млн тонн в 2024 г., из них 10,8 млн тонн в прошлом году приходились на внутренние перевозки. Как отметил Алексей Замковой, заместитель генерального директора Института экономики и развития транспорта, экспорт СУГ через порты и погранпереходы Северно-Запада сокращался в этот период, тогда как экспорт через порты Южного и Восточного направлений, наоборот, увеличивался.

Ключевыми драйверами развития железнодорожных перевозок сжиженных углеводородных газов будут увеличение грузовой базы, выход на новые рынки и развитие терминальной инфраструктуры. Важную роль также будет играть развитие ж/д инфраструктуры, в том числе увеличение мощности Восточного полигона и железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Западного региона.

Перевалка СУГ в российских морских портах в 2024 г. сократилась на 517 тыс. тонн (до 1,03 млн тонн): ООО «Мактрен-Нафта» увеличило перевалку на 139 тыс. тонн (до 254 тыс. тонн), тогда как ООО «Портэнерго» – сократило на 333 тыс. тонн (до 565 тыс. тонн), Таманское управление Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»  – на 97 тыс. тонн (до 179 тыс. тонн), а ООО «Таманьнефтегаз» – на 229 тыс. тонн (до нуля; перевалка прекратилась в июле 2023 г). Остальные стивидорные компании увеличили перевалку СУГ на 4 тыс. тонн (до 36 тыс. тонн), рассказала Ольга Гопкало, главный специалист ООО «Морстройтехнология».

По словам Гопкало, в Азово-Черноморском бассейне проекты есть (ОТЭКО, «Марктрен-Нафта), а развития нет; Керченские терминалы общей мощностью 2,28 млн тонн в год практически не загружены; на Дальнем Востоке реализация ряда проектов де-факто заморожена. Как следствие, временные решения, которые формировались из-за отсутствия экспортной инфраструктуры, остались с отраслью надолго.

Железнодорожные перевозки

Перевозки сжиженных углеводородных газов по ж/д преимущественно осуществляются в вагонах-цистернах для СУГ (свыше 95%) в связи с большей экономической целесообразностью (тариф, больший объем перевозки). Это также повышает эффективность работы сети РЖД, подчеркнул Игорь Головушкин, руководитель аналитического направления РМ Рейл.

По его словам, сокращение объемов перевозок СУГ в вагонах-цистернах (на 20% в 2019-2024 гг.) произошло за счет сокращения экспортных поставок (-49%) и транзита из Казахстана (-70%), тогда как внутренние перевозки последние 3 года стабильны на уровне 10,5 млн т. Ежегодное сокращение экспорта СУГ (-49% в 2019-2024 гг.) обусловлено сокращением поставок в страны ЕС (-59%); переориентация экспорта по новым экспортным маршрутам полностью не замещает выбывающий объем.

Объем спроса на вагоны-цистерны для СУГ в РФ в 2019-2024 гг. находится на уровне списания (2,9 тыс. ваг. за 6 лет), 0,5 тыс. вагонов реализовано в страны СНГ; 46% спроса в 2019-2024 гг. удовлетворили вагоны-цистерны модели 15-1288-01 РМ Рейл.

До 2031 г. в России будет списано 4,8 тыс. вагонов-цистерн для перевозки СУГ, отметил Павел Ефимов, коммерческий директор «Объединенной вагонной компании». Для восполнения выбывающего парка ежегодно необходимо выпускать в среднем по 686 цистерн в год.

По мнению Алексея Сапронова, генерального директора НХТК, будущее перевозок СУГ – за танк-контейнерами, которые обеспечивают мобильность, в том числе за счет возможности их использования в железнодорожном, автомобильном и морском транспорте. Однако важно приблизить себестоимость перевозок СУГ в ТК к показателям, сопоставимым с цистерной СУГ.

Внутренний рынок РФ – основное направление поставок СУГ, особенно с учетом внешних ограничений. Направление, объемы и динамика поставок будут зависеть от инфраструктуры для приема СУГ, а также наличия и производительности газонаполнительных станций.

К вариантам создания экспортных сухопутных терминалов по приему СУГ из железнодорожных цистерн относятся: строительство терминала (базы) СУГ в районе города Благовещенск; ввод сухопутного терминала (базы) СУГ на территории Монголии (ст. Эрлянь, другие станции Улан-Баторской железной дороги); строительство сухопутного терминала (базы) СУГ в районе станции Наушки Забайкальской железной дороги; ввод сухопутного терминала (базы) СУГ в районе станции Бийск Западно-Сибирской железной дороги.

Биржа

За неполные пять месяцев 2025 г. продажи нефтепродуктов на Петербургской бирже достигли 12,9 млн тонн, из них на долю СУГ приходилось 6,2% – это третий по величине показатель после дизельного топлива (50,9%) и автомобильного бензина (29,3%), рассказал Георгий Юханов, начальник управления развития биржевых торгов нефтепродуктами Петербургской биржи. Доля СУГ для бытовых нужд и автомобильного транспорта в общей реализации СУГ на Петербургской бирже достигла 86,1% за неполные пять месяцев 2025 г.; доля СУГ для химической промышленности составила 13%, а доля ШФЛУ и ФЛУ – 0,9%.

Транспортировка СУГ по заключаемым на бирже контрактам осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом. К основным базисам поставки относятся станции Тобольск, Коротчаево, Тюльпан, Осенцы, Стенькино 2, а также группа станций Самара, БП Сургут и БП РФ.

На торгах с отгрузкой по железной дороге или трубопроводам договоры заключаются на следующих условиях поставки: франко-вагон станция отправления, франко-вагон станция отправления ОТП, франко-вагон станция назначения, франко-вагон промежуточная станция, франко-труба, самовывоз ж/д, франко-вагон станция назначения с возможностью поставки в резервуар покупателя, франко-завод. В свою очередь в мелкооптовом сегменте используются такие условия поставки, как франко-резервуар, самовывоз автотранспортом, франко-пункт назначения, франко-резервуар ОТП и франко-пункт отправления.