Вопреки ожиданиям скептиков, спада промышленного производства в России не произошло. Основным фактором этого остается экспорт подорожавших в рублях сырья и товаров низких переделов. Внутренний же спрос на машины, оборудование и электротовары обвалился почти вдвое, что указывает на сворачивание производства в ближайшем будущем. Не дать промышленности по итогам года «провалиться» больше, чем на 1,5%, способны только грамотное применение антикризисных мер и кредитование предприятий.

Индекс Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) показал в январе рост производства на 2,3%, и спроса – на 0,1% (к январю 2014 года). Индекс ИПЕМ рассчитывается из объемов отгруженной продукции и потребленной предприятиями энергии.

Средства производства отложили

Наиболее заметное увеличение спроса замечено в низкотехнологичных и среднетехнологичных отраслях: сырье, химия, стройматериалы и прочее. Самое большое снижение отмечается в высокотехнологичных отраслях промышленности (- 18,5%). Покупать машин и оборудования, электротоваров, предприятия стали меньше (почти на 40% падение спроса). А это прямо указывает на дальнейшее снижение темпов развития промышленности, поскольку инвестировать в средства производства стали меньше.

«В январе у нас был рекордно низкие продажи за последние 15 лет, - говорит пресс-секретарь КамАЗа Олег Афанасьев. – Спрос на грузовые автомобили всегда был своего рода индикатором развития темпов производства, значит вскоре он будет низким».

В ИПЕМ отмечают, что цифры за январь всегда необходимо воспринимать сдержанно, так как сейчас происходит смена циклов контрактования, бюджетных циклов, пересмотр цен, тарифов, акцизов и иных индикаторов, влияющих на объемы спроса, особенно в текущих экономических условиях.

Экспорту везде у нас дорога

Главный драйвер роста индекса ИПЕМ – экспортные поставки. Их не остановило даже повышение тарифов ОАО «РЖД»: с начала года монополия в рамках предоставленного ей тарифного коридора приняла решение о повышении тарифов на экспортные перевозки грузов на 13,4%.

«Однако даже столь значительное повышение тарифа не сможет сильно повлиять на существующую ситуацию и привести к снижению объёмов перевозок грузов на экспорт при текущем курсе доллара, так как транспортная составляющая в результате девальвации рубля снизилась более значительно», - говорит заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков.

Еще в конце 2014 года из-за обвала курса рубля произошло заметное перераспределение грузопотоков между внутренними и экспортными рынками. Мы стали продавать все, что только можно легко продать за границу. И главным образом, это природные ресурсы. Выросла погрузка угля до уровня 315,4 млн тонн (+1,5% всего к 2013 году, +7,3% - на экспорт), лесных грузов до 38,7 млн тонн (+8,5%, +10%), химических и минеральных удобрений до 49,2 млн тонн (+4,7%, +5,6%). А правительство поддержало этот рост снижением экспортной пошлины на руду и уголь.

На этом фоне отгрузка большей части основных инвестиционных товаров на внутренний рынок по результатам января 2015 года ожидаемо снизилась. Если того же цветного металла ушло на экспорт больше на 22%, то снижение внутреннего спроса на него же снизилось почти на те же 20%. Это тоже свидетельствует о сворачивании производственных мощностей обрабатывающими предприятиями, пересмотром их производственных планов.

Нефтепродуктов стало больше

Не удивительно, что в январе заметный рост наблюдался в экспорте нефти – до 6,3%, что для начала года больше, чем обычно. Снижение цен на нефть компании стремились компенсировать за счет увеличения объемов продаж. Но выросла и переработка нефти (на 3,1%), что вселяет надежду на замедление темпа роста цен на нефтепродукты. Но надо учитывать, что основные нефтяные компании снизили в прошлом году добычу (в среднем на 4-6%). Росли только «Татнефть» (+0,4%) и «Башнефть» (+10,7%).

Все менее востребованным, как и всегда в кризисные времена, становится российский газ. «Газпром» в январе 2015 года сократил добычу на 11,3%, до 43,5 млрд кубометров.  

Добыча газа в России в январе 2015 года составила 62,9 млрд кубометров (-4,1% к январю 2014 года). Экспорт газа в дальнее зарубежье в январе 2015 года по предварительным данным сократился на 24%, в СНГ и страны АТР – на 0,8%.

ЕАЭС как точка роста

Обращает на себя внимание, что особой активизации торговли со странами заработавшего с начала года Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в январе не отмечено. Но экспансия российских товаров на казахстанский рынок происходит в основном автотранспортом, поэтому индекс ИПЕМ (ориентирован на железнодорожные отгрузки) может ее и не фиксировать. Как известно, правительство Казахстана уже озаботилось наплывом подешевевшего в рублевом выражении российского импорта, о чем писал «Эксперт Online».

В частности, нефтезаводы уфимского НПЗ "Башнефти", Орского НПЗ "Русснефти" и "Газпром нефтехим Салават" увеличили поставки в Казахстан, с чем и можно связать общее увеличение переработки. Согласно правилам Таможенного союза, закрепленными теперь в ЕАЭС, пошлины на нефтепродукты для внутренних поставок союзных государств отменены.   

«Но я не могу подтвердить большого наплыва сырьевого импорта из России, - говорит региональный представитель ТПП РФ в Центральной Азии Виктор Жигулин. – Явный рост спроса все-таки приходится на товары среднего передела – например, строительные материалы и на продукты питания. Но нет и никакого двукратного снижения цен на российские товары, максимум на 20-30%, что соответствует среднему росту их себестоимости производства».

По словам Виктора Жигулина, в этом году все же следует ожидать роста взаимной торговли между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией: «У нас даже товары из Узбекистана, Таджикистана стали возить через новое союзное государство Киргизию, потому что меньше коррупции стало на таможне. Когда на посту находятся таможенники сразу четырех государств, бизнес может быть спокоен за справедливый и объективных досмотр. А сейчас мы доработаем Таможенный кодекс ЕАЭС, и условия торговли еще больше оптимизируются».

Добавленной стоимости будет меньше

Таким образом, рост торговли с союзными государствами наряду с ростом экспорта сырья и низких переделов останутся главными драйверами роста промпроизводства. Точнее, сдерживания его спада. Это же означает, что роста добавленной стоимости в среднем по году может и не быть.

«Все меры, предложенные правительством по поддержке производства – это меры поддержки, но не роста, - говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. – на фоне роста промышленности по итогам прошлого года на 1,3% мы прогнозируем спад в этом году на 1,5%. Но благодаря мерам господдержки промышленность намного меньше просядет по сравнению с торговлей и сферой услуг – на 15 и 30% соответственно».

По мнению экспертов ИПЕМ и ВШЭ, на состояние промышленности в первую очередь будет влиять развитие ситуации в банковской сфере. «Сейчас главный вопрос – выпустят ли банки в реальный сектор тот самый триллион рублей, который им дали на докапитализацию, - говорит Георгий Остапкович. -  Возможное снятие текущих ограничительных мер и смягчение условий фондирования российских банков за рубежом будет способствовать стабилизации курсов валют и смягчению условий кредитования».

По мнению Евгений Рудакова, оперативность и полнота реализации государственных антикризисных мер, в том числе со стороны банков, будут играть значительную роль для промышленности, поэтому со стороны правительства должен быть пристальный контроль: «Например, основная часть антикризисных мер направлена на стабилизацию в банковской сфере, однако инструментов контроля за целевым использованием выделяемых банкам средств (кредитование реального сектора, снижение ставок, льготное рефинансирование) пока не разработано».