В текущем году Россия попала под “санкционный каток”. Удар, нанесённый по российской экономике, может оказать негативное влияние, в том числе и на отечественные СПГ-проекты. Но и помимо этого, на внутреннем рынке сжиженного природного газа существует ряд иных трудностей, среди которых: безопасность, транспортировка и экономическая целесообразность
16 декабря в Москве при поддержке «Национальной газомоторной ассоциации» прошла третья международная конференция «СПГ 2014», организованная компанией CREON Energy. Генеральными информационными партнерами выступили «Российская газета Бизнес» и журнал «Нефть и Капитал», информационным спонсором – журнал «Нефть России».
Открывая традиционно декабрьскую конференцию, с приветственным словом к участникам обратился генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов, в котором призвал основной упор сделать на обсуждении темы использования СПГ внутри страны, как в качестве альтернативы трубопроводной газификации, так и газомоторного топлива. Подчеркнув, что по списку делегатов можно понять насколько российские экспортоориентированные СПГ-проекты информационно закрыты. Что является причинами: затруднения с получением технологий и финансирования, сложности самих проектов или что-то иное, пусть каждый решает сам. «Однако отрадно отметить, что внутренний российский рынок СПГ прошел “точку невозврата” и начинает активно развиваться, а мы переходим к обсуждению деталей и нюансов, а не принципиальной возможности его формирования» - отметил г-н Тургунов.
В декабре 2014 г. «Газпром» произвёл запуск завода в Пермском крае для газификации потребителей Ильинского, Карагайского и Сивинского районов, в которые проводить сетевой газ - нецелесообразно. Предприятие было построено компанией «Газпром газэнергосеть», ответственной за реализацию газификаций методом поставок сжиженного природного газа.
Во время своего выступления Николай Геско, заместитель начальника управления отраслевых программ – начальник отдела перспективных разработок «Газпром Газэнергосеть», сообщил о планах по строительству предприятия автономной газификации Томской области, которое будет обеспечивать газом четыре населённых пункта. Производительность комплекса определяется, на данный момент закончено обоснование инвестиций в проект.
Помимо этого, докладчик рассказал об основных трудностях, связанных с созданием СПГ-проектов в нашей стране. На его взгляд, среди существующих проблем - «отсутствие разветвлённой инфраструктуры потребления СПГ, отсутствие отечественных машиностроительных подразделений, поставляющих комплектные установки СПГ требуемой производительности, плохое качество дорог для доставки сжиженного природного газа, отсутствие земельных участков и сложность получения большой электрической мощности на технологию».
Но, несмотря на вышеперечисленные проблемы, г-н Геско отметил и положительные тенденции развития рынка СПГ в России. По его мнению, увеличение производства предоставит возможность снижать себестоимость сжиженного природного газа, сделав его доступным для потребителя, развивать систему потребления СПГ в различных областях, а также имеющиеся компетенции в научных разработках и производстве криогенного оборудования.
Ранее предполагалось, что рынок сжиженного природного газа будет глобальным, но заявленные планы не подтвердились, и на данный момент сформировались отдельные региональные рынки Северной Америки, Европы и АТР. В мировом масштабе прогнозируется увеличение спроса на газ более чем на 40%, и существенная его часть будет востребована в азиатско-тихоокеанском регионе.
Для обеспечения роста потребления газа Россия разрабатывает большое количество проектов СПГ, нацеленных в основном на рынок азиатско-тихоокеанского региона. Об этом в своём докладе, посвящённом реализации таких проектов и перспективам выхода на рынок АТР, рассказала Анастасия Масалкова, старший преподаватель кафедры экономической теории факультета экономики и управления РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина.
Осуществление СПГ-проектов представляет определенный интерес для бизнеса, но существуют проблемы с их реализацией. Например, введённые санкции со стороны США и ЕС в энергетической сфере ограничивают возможности по приобретению технологического оборудования и могут привести к задержкам ввода СПГ-проектов минимум на 2-3 года. Существуют также ценовые риски при выходе России на мировой рынок сжиженного природного газа. В первую очередь это связано с тем, что за последние месяцы цена на нефть резко упала, а поскольку цена на СПГ привязана к нефтяной индексации, существует вероятность, что российские СПГ-проекты не окупятся.
Строительство основных технологических комплексов по сжижению природного газа планируется завершить до 2020 г. Для России это создает новые риски, ввиду того, что рынок СПГ продолжает формироваться, потребности стран АТР растут, но вместе с тем растет и предложение, которое сформирует более низкую цену на рынке СПГ. Затягивание реализации российских СПГ-проектов чревато для нас появлением совершенно иной рыночной конъюнктуры.
В условиях санкций разработка проекта «Печоры СПГ» и создание на его базе СПГ-завода пока не выглядит экономически обоснованным. К тому же, у предприятия отсутствует экспортная лицензия, но данная проблема может быть решена в ближайшее время внесением поправок в закон «Об экспорте газа».
У «Сахалин-3» существует вероятность возникновения трудностей с ресурсным обеспечением. Проблема финансового обеспечения является основной у «Балтийского СПГ», и привлечение иностранных инвесторов в сложившейся ситуации для данного проекта чрезвычайно важно. Санкции могут также оказать влияние на финансирование проекта «Владивосток СПГ» и внести ограничение по приобретению зарубежных технологий.
Что же касается «Ямал СПГ», то тут могут возникнуть вопросы с поиском новых потребителей и невозможностью регулярных поставок газа в восточном направлении. Все вышеперечисленные проекты, за исключением «Сахалин-3» и «Ямал СПГ», эксперт относит к "бумажным".
Подводя итоги своего выступления, г-жа Масалкова отметила, что рыночная ниша для российского газа на рынке АТР всё же существует, предполагается экспорт на уровне 15 млн т. России необходимо наращивать производственные мощности, чтобы также выйти и на другие рынки по экспорту СПГ, и активно внедряться в финансовые рынки стран АТР, Европы и США. В таком случае, к 2020 г. наша страна сможет нарастить долю присутствия и стать лидером поставок на мировом рынке СПГ.
На конференции присутствовали представители иностранных компаний Technip и Air Liquide Global Solutions France, вовлечённых в разработку российских СПГ-проектов. В частности, Technip принимает участие в проекте «Ямал СПГ». Отвечая на вопрос о рисках, связанных с ограничением поставок оборудования, Пьер Кузи, региональный директор компании по России, подчеркнул, что они столкнулись с последствиями санкций, а именно с ограничением финансирования. Но, тем не менее, менеджмент корпорации справляется с решением данных проблем. Что касается перспектив на будущее, Technip заняла выжидательную позицию. Но надеется, что в скором времени все потребности в ресурсах и финансировании СПГ-проектов будут изысканы.
Николя Фоаран, глава департамента по решениям в энергетическом и экологическом секторах Air Liquide Global Solutions France, также отметил трудности с финансированием, но работа по проектам малотоннажных установок сжиженного природного газа, которыми занимается компания, продолжается.
Круглый стол, посвящённый малотоннажному производству сжиженного природного газа, открыл модератор совещания Станислав Горбачёв, главный научный сотрудник «Газпром ВНИИГАЗ». Он рассказал об особенностях и отличиях малотоннажных СПГ-установок от крупнотоннажных. Как правило, в данном случае для сжижения газа, который отбирается из магистральных газопроводов и распределительных сетей, используются новые технологии: дроссельные циклы высокого давления, открытые детандерные циклы на ГРС или компрессорных станциях, закрытые циклы на отводах магистральных газопроводов. Сбыт ориентирован на “якорного” потребителя (сеть газотранспортных предприятий, железнодорожный комплекс для заправки локомотивов).
Г-н Горбачёв не обошёл стороной и основную опасность при производстве СПГ – пролив жидкости наружу. В этой ситуации газ начинает испаряться, появляются холодные пары, заполняющие поверхность загазованной территории. В случае появления источников воспламенения паровое облако вспыхивает и образует огненный шар с очень сильной зоной поражения.
В ходе своего выступления докладчик рассмотрел долю малотоннажного СПГ на мировом газовом рынке для того, чтобы обрисовать ситуацию с его использованием в качестве газомоторного топлива. На одно транспортное средство в Иране потребляют 6 м3 ГМТ в день, в Аргентине – 4 м3, в США – 31 м3, в Китае – 30 м3, в России – 10 м3. То есть, идёт на лицо - интенсивное потребление.
Китай, вышедший на рынок ГМТ в 2004 г., реализует около 6.5 млрд т топлива в год. На сегодняшний момент действует 5000 газозаправочных станций, 1700 из них работают на криогенном топливе (1300 на СПГ, 400 на КПГ). Потребление на одну станцию составляет 315 автомобилей. В России же сейчас 86 тыс. автомобилей, работающих на газомоторном топливе, и 247 заправочных станций. В год реализуется 360 тыс. м3 газа. Пример Поднебесной показывает, что возможность реализации 5 млн т/год сжиженного природного газа, предназначающегося для широкого использования на автотранспорте, реальна. Именно такая задача сегодня стоит у «Газпром».
По мнению Алексея Маслова, технического редактора журнала GasWorld, некорректно рассматривать в качестве примера опыт применения СПГ в Китае, Корее и Японии. Все вышеперечисленные страны являются импортёрами сжиженного природного газа, имеют огромные терминалы по получению СПГ в готовом виде. У России - путь экспортёра, который ближе к Австралии и к Америке, нежели к азиатским странам.
Этому высказыванию возразил Виктор Семёнов, начальник лаборатории НПО «Криогенмаш», отметив, что сегодня Китай в плане сжиженного природного газа развивается двумя путями: реализует на терминалах привозной СПГ и газ собственного производства. В общей сложности, в стране имеются около 40 собственных установок, работающих по циклу высокого давления, 15 из которых были поставлены балашихинским предприятием. Г-н Семёнов считает, что «в настоящее время Китай может рассматриваться не только как потенциальный партнёр, но и как объект для подражания».
Сложившуюся ситуацию в области нормативно-технических документов, которые касаются производства и использования сжиженного природного газа, обрисовал Андрей Капитонов, заместитель директора центра «Газпром ВНИИГАЗ». На сегодняшний день нет отдельного технического регламента, касающегося малотоннажного и крупнотоннажного СПГ, но требования безопасности, которые позволяют реализовывать объекты малотоннажного производства и потребления, представлены в связанных документах и федеральных сводах правил.
Олег Черемных, генеральный конструктор «Уралкриомаш», рассказал о разработке и создании контейнеров-цистерн для мультимодальных перевозок СПГ. Особенность которых заключается в том, что они являются смешанными, т. е. осуществляются железнодорожным, автомобильным и морским транспортом.
Одним из преимуществ подобных типов контейнеров является соблюдение требований пожарной и экологической безопасности в случае возникновения таких аварийных ситуаций, как возникновение пожара в арматурном отсеке ёмкости, несанкционированное трогание с места стоянки при «сливе-наливе» и разгерметизация теплоизоляционной полости ёмкости.
Продукция предприятия включает контейнер-цистерну КЦМ-35/0.6, предназначенную для безопасной перевозки СПГ. Важной характеристикой данного оборудования является время бездренажной транспортировки, которое составляет 30 суток (для сравнения, у автомобиля Ros Roca Indox с полиуретановой изоляцией оно равняется семи суткам). В планах компании серийное производство контейнера-цистерны модели КЦМ-40/0.8.
Андрей Старцев, региональный руководитель GE Oil&Gas Distributed Gas Solutions, представил доклад по модульным малотоннажным установкам СПГ-производства General Electric. Установки проектируются, изготавливаются и перед отправкой заказчику полностью собираются на заводской площадке GE Oil&Gas. После сборки в заводских условиях и всех необходимых проверок, тестов и инспекций – установка разбирается на отдельные модули, готовые к транспортировке. Сборка всей установки на подготовленной площадке заказчика занимает не более нескольких недель.
Евгений Слободов, президент и технический директор MV&F, рассказал о поставщике баллонов для промышленных газов и альтернативных технологий компании Worthington Industries. В текущем году концерн приобрёл турецкую криогенную компанию Aritas и начал строительство второй производственной площадки по производству ёмкостей для криогенных жидкостей в г. Бандырма, которое будет завершено в 2015 г. Продукция компании задействована в крупных проектах по сжиженному природному газу: две криогенные ёмкости объёмом 475 м2 заказаны для предприятия «Ямал СПГ». Плановый срок завершения их производства – май 2015 года.
Александр Гаина, инженер 31-й лаборатории «Крыловского государственного научного центра», рассказал о разработке грузовой ёмкости из полимерных композиционных материалов для хранения и перевозки СПГ морем. В рамках выполнения проекта были проведены экспериментальные исследования по выбору ПКМ, включавшие испытания на прочность, герметичность и теплопроводность. Результаты позволили сделать вывод, что применение полимеров обеспечивает снижение массовых характеристик, повышение теплоизоляционных свойств емкости и надежности конструкции, упрощает изготовление и сокращает сроки сборки.
Борис Фролов, заместитель главного инженера «ВНИКТИ», сообщил, что на протяжении нескольких лет предприятие разрабатывало два вида тепловозов: грузовой-магистральный и маневровый-газопоршневый. Сравнительно недавно конструкторско-технологическим институтом был проведён испытательный пробег первого серийного магистрального газотурбовоза ГТ1h-002 весом в 9 тыс. т от ст. Рыбная (Рязанская область) до г. Орехово-Зуево. Особенностью транспортного средства является то, что оно работает на сжиженном природном газе, что позволяет улучшить тяговые свойства, сократить расход электроэнергии и снизить объемы вредных выбросов. Двигаясь со скоростью 50 км/ч, поезд преодолел около 150 км за три часа, израсходовав порядка 3 т СПГ.