Россия – крупнейший производитель угля среди стран ЕАЭС: в 2024 г. объем добычи в РФ составил 430 млн тонн, в Казахстане – 113 млн тонн, а в Киргизии – 4 млн тонн, напомнил на Втором Евразийском форуме Группы CREON «Горнодобывающая промышленность 2025» Александр Григорьев, заместитель генерального директора ИПЕМ.
После 2022 г. российские экспортеры угля столкнулись с осложнением логистики, дисконтами к мировым ценам, закрытием ряда традиционных рынков. Отсюда – кризисные явления 2025 г.
В России газ будет усиливать давление на уголь в электроэнергетике, а в Казахстане – в промышленности и коммунально-бытовом секторе. В свою очередь на динамику потребления металлургического угля будет влиять стабилизация производства стали в кислородных конвертерах.
Ряд крупных ГРЭС были полностью или частично переведены с угля на газ в 2008—2025 гг., в их числе – Череповецкая, Новочеркасская, Серовская, Нижнетуринская, Верхнетагильская и Южноуральская ГРЭС.
Риски для угольной промышленности также несет ввод АЭС в зоне угольной генерации и развитие углеродного регулирования: в России торговля квотами действует в экспериментальном формате в Сахалинской области.
Темпы прироста мировой угледобычи замедлились с 4% в год в 2000-2014 гг. до 1% в год в 2014-2024 гг.
В Китае темпы ввода новых угольных ТЭС пока что заметно превышают темпы вывода старых электростанций. В странах АТР за пределами Китая основной прирост электропотребления будет обеспечиваться за счет угольной генерации.
