Правила перевалки грузов с судна на судно на рейде морских портов России могут ужесточиться с 1 марта 2022 г. Соответствующий законопроект Государственная Дума нового созыва должна рассмотреть в октябре.
Проект федерального закона поступил в Госдуму из правительства 16 июня, а 28 июня комитет по транспорту и строительству рекомендовал включить его в перечень документов, которые Госдума будет рассматривать в октябре. Комитет также установил срок до 28 июля, в течение которого будут приниматься предложения и замечания к законопроекту от других комитетов Госдумы и от парламентских фракций, а также от Счетной палаты и органов законодательной и исполнительной власти в субъектах России.
Согласно тексту законопроекта, опубликованному на сайте Госдумы, под запрет подпадут операции по перевалке грузов, которые осуществляются за пределами погрузочно-разгрузочных районов, закрепленных за соответствующим морским портом. Действие закона не будет распространяться на бункеровку судов, операции по их снабжению, а также на перевалку грузов в аварийных ситуациях, уточняется в документе.
Перечень закрепленных за морским портом районов, где могут осуществляться операции по перевалке грузов с судна на судно, а также список грузов, которые можно переваливать в этих районах, будут утверждаться правительством и публиковаться в «Извещениях мореплавателям». Эти документы размещаются на сайте управления навигации и океанографии Министерства обороны России, пишет Аргус.
Ответственность за организацию перевалки будут нести владельцы судов, принимающих и выгружающих грузы, а также капитаны этих судов. Участники перевалки должны получить разрешение капитана морского порта на проведение операции.
Проект законодательной инициативы вызывает критику некоторых судовладельцев. Сейчас рейдовая морская перевалка используется для ряда экспортных грузов, которые поступают по речным маршрутам — зерна, серы, нефтеналивных и других грузов, говорил в апреле управляющий директор Волжского пароходства Юрий Гильц. «Запрет рейдовой перевалки, конечно, можно ввести силовым путем, но это существенно ухудшит экономику экспорта и сразу убьет целую отрасль — можно будет закрывать судоходные компании, занимающиеся речными перевозками, а также комбинированными поставками река-море», — отмечал он.
Правительство рассчитывает, что поправки в федеральное законодательство снизят риски для окружающей среды и повысят безопасность перегрузки опасных и вредных веществ. Вносимые изменения позволят увеличить загрузку российских портовых мощностей, а также поступления в бюджет в виде портовых сборов, сообщали в феврале в аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко.
С инициативой о запрете рейдовой перевалки в конце 2019 г. выступил глава Министерства экологии и природных ресурсов Дмитрий Кобылкин. Тогда предполагалось сделать исключение для сельскохозяйственных грузов.
Президент России Владимир Путин в декабре 2020 г. поручил правительству до 1 мая 2021 г. «представить предложения о совершенствовании механизмов, регулирующих деятельность участников внешнеторговой деятельности при осуществлении рейдовой перевалки грузов», сообщала пресс-служба Кремля.
Рейдовая перевалка нефтепродуктов часто используется в Азово-Черноморском регионе. За апрель-май в направлении порта Кавказ (Краснодарский край) судами класса река-море поступило около 697 тыс. т нефтепродуктов – на 296 тыс. т больше, чем за аналогичный период прошлого года. Еще порядка 4,4 тыс. т мазута в мае было направлено в порт Азов (Ростовская область), по данным экспедиторов. Из этих и других портов нефтепродукты поступают на рейдовые танкеры-накопители, расположенные в Черном море, а затем экспортируются более крупными партиями.
Перевалка сухих грузов с судна на судно, в частности, развита в морском порту Кавказ. Например, в этот порт из речного порта Бузан (Астраханская обл.) поступает сера с принадлежащего «Газпрому» Астраханского ГПЗ. «Газпром» в 2021 г. планирует вывезти из Бузана в порт Кавказ 1 млн т серы против 1,5 млн т годом ранее. Объем перевозок по этому маршруту в мае составил 139,2 тыс. т по сравнению с 230 тыс. т годом ранее, по данным экспедиторов.
В текущую навигацию отгрузки серы начались позже обычного — в первой декаде мая, а не в конце марта, как в предыдущие годы, из-за более позднего проведения «Газпромом» тендера на выбор речного перевозчика серы. Тендер выиграло Волжское пароходство, в 2020 г. на этом маршруте также работал «Донречфлот».