топлдемпфер

Схема, с помощью которой правительство пытается заставить нефтяников поставлять бензин и дизельное топливо на внутренний рынок в достаточном количестве по не очень высоким ценам, меняется на наших глазах.

И похоже, в новой конфигурации этой схемы топливный демпфер останется без изменений.

Топливный демпфер — это налоговый вычет для нефтяников. Они получают его, если продают нефтепродукты на внутреннем рынке, когда цены там ниже, чем при поставках на экспорт.

С 1 сентября по инициативе Минфина размер топливного демпфера был сокращен в два раза, но уже 9 ноября Госдума во втором чтении приняла законопроект, вернувший топливный демпфер к прежнему размеру. Причем «новая старая» формула будет применяться задним числом (с 1 октября). Получится, что половинный демпфер действовал только в сентябре, передает Монокль.

Напомним, Минфин предлагал снизить топливный демпфер еще весной, когда доллар стоил около 75 рублей, цена на нефть марки Brent на мировых рынках опускалась ниже 74 долларов за баррель, а дефицит федерального бюджета достигал рекордной для начала года величины (минус 3 трлн рублей по состоянию на апрель).

Но надо понимать: демпфер сам по себе скорее не работающий механизм настройки цен и регулирования рынка, а часть негласных договоренностей правительства и вертикально интегрированных нефтяных компаний. Первое платит из бюджета, вторые держат цены. Для справки: за десять месяцев 2023 года на выплаты по демпферу было направлено 1,14 трлн рублей, за весь 2022-й — 2,17 трлн.

С момента как Минфин пообещал уменьшение демпфера, цены на бензин и дизельное топливо в России пошли вверх. Дошло до того, что из-за роста цен на внутреннем рынке выплаты нефтяникам по демпферу за сентябрь (производятся в октябре) оказались нулевыми. Подробнее об этом можно прочитать в материале «Битва за бензин» в «Эксперте» № 39 за 2023 год.

Если нет ограничений на экспорт, компании-посредники могут купить нефтепродукты на внутреннем рынке и перепродать на экспорт — те же самые, за которые нефтяники уже получили компенсацию по демпферу за продажу их в России. Схема совершенно законная, но наносит ущерб экономике страны. В прессе ее не совсем корректно называют серым экспортом нефтепродуктов. Отсюда и запрет на экспорт дизтоплива и бензина, введенный с 21 сентября. Впрочем, эти ограничения уже частично сняты.

Так, производители (но не перекупщики) дизельного топлива могут его экспортировать при условии доставки в морские порты трубопроводным транспортом и поставки на внутренний рынок не менее 50%. Пятьдесят процентов для дизтоплива нельзя считать жестким ограничением, так как примерно столько и отправляли на экспорт в предыдущие годы. Для перекупщиков же введены фактически заградительные пошлины в размере 50 тыс. рублей за тонну нефтепродуктов. 

Тут стоит пояснить один момент: полностью отказаться от экспорта дизтоплива мы не можем. Россия производит больше дизельного топлива, чем нужно нам самим, и изменить эту ситуацию невозможно: из тяжелых сортов нефти выход дизельного топлива больше, чем из легких. В США, например, нефть легкая, и дизеля им не хватает, поэтому они и закупают тяжелую нефть.

В качестве дополнительных мер с 1 ноября для нефтяных компаний увеличиваются нормативы продажи от произведенного объема дизельного топлива (с 9,5 до 12,5%) и бензина пятого класса (с 13 до 15%) на бирже.

Наконец, уже в сентябре полностью изменилась ситуация с доходами бюджета. Рубль ослабел до 100 за доллар, а Brent на мировых рынках выросла более чем до 90 долларов за баррель. Нефтегазовые доходы бюджета стали быстро расти (740 млрд рублей в сентябре, 1,6 трлн — в октябре).

Сработали ли меры по стабилизации топливного рынка, главной среди которых был запрет на экспорт? Вопрос интересный. Как поясняет руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров, после введения запрета на экспорт топлива, решения о принудительной продаже валютной выручки и стабилизации курса рубля, завершения уборочной кампании, а также снижения цен на нефть и спроса на нефтепродукты на внешних рынках ушел и высокий риск продолжения ценового ралли на российском внутреннем топливном рынке.

«Отсюда и возврат к демпферу и разрешению на экспорт: острота ситуации снялась (возможно, временно), а нефтяники не могут работать в минус или длительное время складировать топливо, иначе либо мы разрушим рынок, либо в итоге понадобятся еще более существенные субсидии или полный пересмотр налогового маневра», — объясняет Александров.

Возврату демпфера, как поясняет заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев, способствовало и появление нового источника денег для выплат — налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газовый конденсат «Газпрома». В частности, как говорится в финансово-экономическом обосновании поправок к Налоговому кодексу РФ,в результате корректировки формулы расчета ставки НДПИ на природный газ в бюджет дополнительно поступит 116,8 млрд рублей в 2024 году, 127,3 млрд — в 2025-м и 134,7 млрд — в 2026-м.

В заключение скажем, что донастройка новой схемы взаимодействия правительства с нефтяниками еще продолжается. ТАСС со ссылкой на министра энергетики РФ Николая Шульгинова сообщил, что правительство обсуждает возможность снять частичный запрет на экспорт бензина Аи-95 и Аи-92, а также бензина более низкого октанового числа. А агентство Reuters, сославшись на три отраслевых источника, написало, что правительство попросило российских производителей топлива подготовиться к отмене всех оставшихся ограничений на экспорт дизельного топлива и бензина.