Эмбарго на поставки российского угля в ЕС, вступившее в силу 10 августа 2022 г., уже повлекло за собой кратный рост мировых цен на энергоресурсы, а также усилило конкурентную борьбу между европейскими и азиатскими импортерами за доступность сырья.

О мировых последствиях отказа от российского угля и экспортных альтернативах ведущие эксперты отрасли говорили на I конференции «Уголь 2022», организованной CREON Conferences в Москве 21 сентября.

Оживление мировой экономики после пандемии Covid-19 привело к росту торговли углем в мире на 2-5%, а его добычи — на 4% г./г., такие данные представил руководитель направления консалтинга NeftResearch Александр Котов на прошедшей конференции «Уголь 2022».

Доля РФ в глобальном экспорте угля последние пять лет при общем росте поставок из страны стабильно держалась на уровне 15-16%, достигнув 223 млн т в 2021 г. Однако санкционная политика Запада и сокращение закупок со стороны стран JKT[1] уже в текущем году приведёт к обнулению рентабельности экспорта угля из РФ и его снижению на 19% г./г., что переориентирует экспорт твердого топлива в сторону Азии.

Вступивший в силу августовский запрет на импорт российских энергоносителей (в т.ч. угля) в страны ЕС обусловил заметный рост их стоимости. Так, с начала 2022 г. цены на газ выросли в 2,2 раза, на уголь — в 2,9 раз. В то же время, по мнению Котова, использование угля странами Евросоюза ввиду увеличения цены газа и, как следствие, провала политики энергоперехода, будет только расти и, по предварительным оценкам, составит не менее 13 ЭДж в 2022 г. , тогда как в 2021 г. не превысил 10 ЭДж.

«Заместить Россию на рынке ЕС смогут Колумбия, США, ЮАР и Австралия. Также европейцы планируют закупать более низкокачественный индонезийский уголь», — резюмирует Котов.

С другой стороны, страны АТР будут также наращивать долю угля в структуре энергетического потребления, ведь дисконт российского экспорта по отношению к австралийским углям сейчас достигает 65-70% на базе FOB, несмотря на увеличившиеся логистические расходы российских угольщиков. Так, по сведениям китайской таможни, прирост поставок угля из РФ в годовом выражении составит 57%. Увеличивает закупки и Индия.

Рост угольной электрогенерации в Азии подтверждает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, который сообщил, что, по данным за июль 2022 г., расчетная мощность угольных электростанций в Китае (на стадии строительства) составляла 93,8 ГВт, в Индии — 31,3 ГВт, проектов на предынвестиционной стадии строительства в Китае — на 196,8 ГВт, в Индии — 25,7 ГВт.

В то же время Родионов уверен, что «Азия наращивала бы потребление энергетического угля минимум до 2030 г. даже в условиях отсутствия западных санкций и введений эмбарго со стороны ЕС ввиду значимого количества строящихся и вводимых в эксплуатацию угольных электростанций».

Основной проблемой для российских угольщиков остается логистика, и поскольку мощности Восточного полигона недостаточны для перенаправления потоков экспорта российского угля, компании в настоящий момент отправляют уголь в Азию в основном через порты Дальнего Востока и Азовско-Черноморского бассейна, в последнем перевалка за январь-июль выросла на 29% (+4,6 млн т).

Согласно данным аналитиков «Морстройтехнология», лишь 13 млн т угля — из 78 млн т поставленного в страны АТР за первое полугодие — было отправлено через северо-западные и южные порты.

В настоящий момент правительство рассматривает возврат скидок на железнодорожную перевозку угля, но исключительно для портов северо-запада. Там со второго квартала 2022 г. с углем начал работать терминал Ультра-Мар в Усть-Луге, и имеются заявленные проекты по расширению перевалочных мощностей порядка 188 млн т, поэтому скидка может стать хорошим стимулом для наращивания перевозок угля через северо-западные порты РФ.

[1] Япония, Южная Корея, Тайвань