экспортбензин

Правительство России ввело ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке.

Как сообщила пресс-служба кабмина, соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин, передает ТАСС.

Ограничения на экспорт бензина и дизтоплива из РФ вводятся с 21 сентября, следует из постановления правительства. 

Запрет на экспорт бензина и дизтоплива РФ пока введен бессрочно, однако срок его действия будет зависеть от насыщения рынка и результатов этой меры, заявил первый замглавы Минэнерго РФ Павел Сорокин.

"Сейчас она [мера] введена бессрочно. Мы рассчитываем на то, что рынок эффект почувствует достаточно быстро, но далее это будет зависеть от насыщения рынка и от результатов", - сказал он в видеокомментарии, опубликованном министерством.

Указанный запрет не распространяется:

  • на поставки в страны ЕАЭС в рамках индикативных балансов или протоколов, предусмотренных межправительственными соглашениями;
  • на поставки для оказания гуманитарной помощи;
  • на поставки в рамках международных соглашений;
  • на транзитные поставки;
  • на топливо, содержащееся в технологических емкостях, предназначенных для хранения топлива, воздушных, водных, ж/д и автомобильных ТС, которые используются для эксплуатации в пути;
  • на поставки для воинский формирований РФ на территориях иных государств;
  • на поставки для российских организаций на Байконуре;
  • на поставки для обеспечения деятельности российских организаций на Шпицбергене;
  • на товары, помещенные до дня вступления в силу ограничений под таможенные процедуры, допускающие их вывоз с таможенной территории ЕАЭС, которые до вступления в силу ограничения были приняты ОАО "РЖД" к перевозке или на которые до вступления в силу ограничений было оформлено поручение на отгрузку на морское судно;
  • на поставки в Абхазию и Южную Осетию;
  • на товары для личного пользования.

"Временные ограничения помогут насытить рынок топлива, что в свою очередь позволит снизить цены для потребителей. Ранее для стабилизации ситуации на топливном рынке правительство увеличило нормативы поставок автомобильного бензина и дизельного топлива на биржу. Организован также ежедневный мониторинг закупок топлива для нужд сельхозпроизводителей с оперативной корректировкой объемов", - подчеркивается в сообщении.

Запрет экспорта бензина и дизтоплива из России может привести к увеличению мировых цен на дизель, заявил ТАСС ведущий аналитик "Финама" Александр Потавин.

"В глобальном масштабе мировые цены на дизельное топливо уже находятся на повышенном уровне из-за роста цен на нефть и нехватки перерабатывающих мощностей. Ограничение на экспорт российского топлива может усугубить данную проблему", - сказал он.

Эксперт отметил, что российский объем экспорта дизеля является существенным. Точные объемы экспорта нефтепродуктов РФ не раскрывает, однако, по оценкам международных агентств, российский экспорт дизеля составляет примерно 900 тыс. баррелей в сутки, бензина - 60-100 тыс. баррелей в сутки.

В Минэнерго пояснили, что вводимые ограничения позволят пресечь "серый" экспорт моторных топлив. Ожидается увеличение предложения моторных топлив на внутреннем рынке, что может привести к дополнительному снижению цен. Ограничения носят временный характер, уточнили в ведомстве.

При этом биржевые цены стали снижаться еще до этого решения правительства. С начала недели бензин в опте подешевел более чем на 10%, а дизель - почти на 5%. Розница пока никак не отреагировала. По данным Росстата, за неделю с 12 по 18 сентября цены на АЗС опять выросли, причем на ДТ более чем на рубль, передает РГ.

После месяца почти ежедневных рекордов, снижение биржевых цен стало долгожданным, но не совсем объяснимым событием. Это не было следствием принятых мер, их в начале недели только обсуждали. Озвучивались разные варианты, от создания списка экспортеров топлива до введения на него заградительных пошлин. Просадка котировок произошла также не в результате глобальных изменений на рынке, например, снижения мировых цен на нефть и нефтепродукты, они, наоборот, подросли. 

Как заявил первый замминистра энергетики Павел Сорокин, выступая в Госдуме, падение средних цен на бензин на бирже началось только на слухах о запретительных для экспорта мерах. 

Несомненно, угроза потерять возможности поставлять топливо за границу, а это сейчас приносит наибольший доход, повлияла на нефтяников. 

Как отмечает заместитель председателя набсовета Ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, у нас, к сожалению, все котировки работают в ручном режиме. Заявления Минэнерго, конечно, повлияли на биржевые цены. Но также свою роль сыграл и сезонный фактор. Лето закончилось, а это основной период отпусков и поездок, соответственно, снизилось потребление бензина со стороны граждан.

С другой стороны, как замечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, фактор сезонности сейчас увеличивает спрос на дизельное топливо, подталкивая его стоимость к росту, так как идут уборочные сельскохозяйственные работы и впереди еще посев озимых. В моменте запрет экспорта решит проблему высоких цен на топливо для аграриев.

Еще один немаловажный фактор, повлиявший на снижение биржевых цен - желание нефтяников сохранить выплаты по демпферу (компенсация нефтяникам из бюджета части разницы между экспортными и российскими ценами при поставках топлива на внутренний рынок), считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Согласно действующим параметрам демпфера, нефтяники лишаются субсидий в том случае, если средняя биржевая цена бензина Аи-92" превышает порог 62 590 рублей за тонну, а средняя цена ДТ - 64 620 рублей за тонну.

С конца августа котировки находились выше этих значений. Сейчас цена на бирже Аи-92 опустилась ниже, до 61 883 рубля за тонну, а ДТ остается дороже - 71 889 рублей за тонну. Чтобы сохранить выплаты за сентябрь, нефтяникам нужно будет удерживать котировки значительно ниже предельных цен до конца месяца. Собственно, в условиях закрытого экспорта особых усилий для этого прилагать не придется, некоторое время предложение на внутреннем рынке будет значительно опережать спрос.

А вот в рознице снижения цен ждать не стоит, считают эксперты. Розничные цены у нас отвязаны от оптового рынка, поясняет Гусев. Рост цен на АЗС может остановиться, но вниз они не пойдут.

Практика показывает, что падение оптовых цен на бирже лишь замедляет или останавливает рост цен в рознице, но к их снижению обычно не ведет, говорит Чернов.

Что касается действенности принятых мер в среднесрочном периоде, то, с точки зрения Родионова, экспортные ограничения не решат двух главных проблем нашего топливного рынка. Низкой конкуренции на бирже, связанной со сравнительно невысокими нормативами продаж, и дефицитом провозной способности железных дорог, который в условиях резкого роста нагрузки на сеть РЖД оборачивается затягиванием сроков доставки топлива для коммерческих потребителей. Вдобавок к этому, в производстве бензина доля экспорта никогда не превышала 15%, тогда как в сегменте ДТ, где на долю экспорта приходится 50% производства, есть очень высокий профицит мощностей. Поэтому экспортные ограничения не приведут к долгосрочной стабилизации рынка.

По мнению Чернова, риски возобновления роста цен на топливо пока не высоки, так как запрет экспорта топлива насытит внутренний рынок, а потребительский спрос начнет снижаться по мере завершения сельскохозяйственного сезона. Но принятые меры временные, и когда снимут ограничения на экспорт нефтепродуктов, их стоимость на внутреннем рынке вновь может начать расти.