топливо

Беспрецедентным событием уходящего года стал топливный кризис в стране. Рекордными темпами сперва начали расти биржевые цены на топливо, а затем и розничные.

Решать проблему образовавшегося дефицита топлива чиновникам пришлось разнообразными административными мерами.

Первые признаки топливного кризиса появились еще в мае 2023 года, когда Минфин заявил о планах сократить выплаты нефтяникам отступных из бюджета (так называемые демпферные выплаты).

Глава Минфина Антон Силуанов предложил изменить один из коэффициентов расчета демпфера, по которому нефтяники, как правило, получали выплаты из бюджета. Силуанов подчеркивал, что сейчас именно топливный демпфер обеспечивает высокую маржинальность НПЗ. Корректировку предлагалось принять с начала июля 2023 года по июль 2024 года. Она позволила бы снизить выплаты в два раза, что помогло тогда бы бюджету экономить около 30 млрд руб. в месяц, пишет НГ.

С мая же начался рост цен на топливо. К июлю ситуация стала вопиющей, а правительство начало проводить регулярные совещания с бизнесом в поисках выхода из топливного кризиса. Летом цены на бензин продолжали устанавливать очередные рекорды. Параллельно с этим в конце лета ряд субъектов РФ жаловались на перебои с поставками топлива. Чиновники рост биржевых цен объясняли сезоном ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и подчеркивали, что дефицита бензина в России нет, а спрос на внутреннем рынке полностью обеспечен предложением.

Затяжка с реакцией со стороны властей привела к тому, что в конце июля Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) обратился с письмом к главе кабинета министров Михаилу Мишустину с просьбой принять срочные меры. «Принципы ценообразования на рынке моторного топлива нарушены», – писали авторы письма. Оптовые цены на бензины выросли на 46% (Аи-95) и 55% (Аи-92) по сравнению с прошлым годом, а в рознице рост составил только 3,6%, в результате оптовые цены практически сравнялись с розничными.

В РТС поясняли, что рост цен связан с сокращением предложения на бирже, где объем продаж упал примерно на 12%. При этом в стране в связи с ростом деловой активности заметно повысился спрос на бензины. Падение же предложения произошло из-за того, что произошло наращивание поставок бензинов за рубеж, так как экспорт стал выгоден для производителей на фоне падения курса рубля.

В августе быстрый рост цен на бензин и дизельное топливо продолжился. Причем как на автозаправках, так и на бирже. Продолжали появляться и локальные дефициты. Рост цен на бензин в рознице начал опережать инфляцию.

И лишь в сентябре власти начали принимать меры. Так, вначале была повышена минимальная доля продажи бензина на бирже. В сентябре вступил в силу закон о корректировке топливного демпфера – с 1 сентября до конца 2026 года.

В конце сентября правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка. В октябре же было принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября топливный демпфер.

Меры властей положительно отразились на рынке. В ноябре розничные цены на бензин в месячном выражении сократились на 0,7%. Цена тонны бензина на бирже также снижалась.

Уже к середине ноября решение о временном запрете на экспорт из РФ автомобильного бензина было отменено, а чиновники отчитались об успехах.

Однако топливный кризис до конца не разрешился. В декабре директивы в отношении нефтяников продолжились. В начале последнего месяца года Минэнерго должно было согласовывать для нефтяных компаний «баланс производства зимнего дизельного топлива в стране на весь сезон спроса – до конца марта». А правительство признало наличие в стране проблемных регионов, где необходимо мониторить ситуацию с ценообразованием на топливо.