Заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «Федеральная грузовая компания» Юлия Лощакова разъясняет обозревателю RCC особенности динамики и географии железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов. По мнению Ю. Лощаковой, налоговый маневр негативно повлиял на объемы транспортировки нефтепродуктов во внутреннем сообщении, но их экспортные перевозки почти не сократились.

- Как влияют экономическая ситуация, налоговый маневр и последствия от санкций на тенденции в перевозках нефтепродуктов?

- 2014 год существенно повлиял на состояние и перспективы нефтяной отрасли в России. Это введение санкций в отношении нефтегазовых компаний РФ, резкое снижение цен на нефть и девальвация национальной валюты. Действие этих факторов вкупе с ограничениями по привлечению зарубежного финансирования, вынудило ряд компаний сократить инвестиционные планы и, соответственно, пересмотреть проекты на 2015 год.

Вдобавок, с 1 января 2015 г. в РФ вступил в силу налоговый маневр, который неблагоприятно воздействует на работу НПЗ. Налоговый маневр должен привести к увеличению экспортных поставок нефти, но в ущерб развитию переработки, маржа от которой снижается.  В результате, у заводов резко упала рентабельность переработки, что уже привело к сокращению планов по выпуску нефтепродуктов.

Налоговый маневр также ставит под угрозу проекты модернизации и строительства новых НПЗ. Дополнительный неблагоприятный фактор – это рост железнодорожных тарифов, который привел к значительному росту расходов нефтекомпаний на перевозки по стальным магистралям. В результате, «Газпром нефть» и «Лукойл» планируют сократить долю перевозок по железной дороге, переключив их на трубопроводный и морской транспорт.

Эти факторы негативно влияют на железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов. По итогам 4 месяцев 2015 года объем перевозок нефтяных грузов по сети РЖД сократился на 2,2% по сравнению с тем же периодом 2014 г.

- Что Вы можете сказать о динамике и географии перевозок российских нефтепродуктов?

 - Несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку, РФ остаётся одним из ведущих производителей и экспортеров нефти и нефтепродуктов. Причем экспорт растет быстрее добычи. По данным Минэнерго РФ, за первые 4 месяца 2015 г. добыча нефти с газовым конденсатом возросла на 0,9% , а экспорт нефти увеличился на 6% относительно того же периода 2014 г.

Но общеэкономические, т.е. привходящие факторы не могли не повлиять на железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов во внутреннем и международном сообщениях. Экспорт нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом снизился в указанный период на 0,2%. Наиболее крупные объемы железнодорожных перевозок нефтегрузов из РФ приходятся на Нидерланды, Италию и Китай. Доля нефтеэкспорта, приходящаяся на эти три страны, за 4 месяца 2015 года составила 78%. За тот же период удалось значительно нарастить объем нефтеэкспортных железнодорожных перевозок в Южную Корею (на 57%) и Украину (на 32%).

Что касается отдельных видов нефтепродуктов, их перевозки по железным дорогам  показывают разнонаправленную динамику.

Перевозки дизельного топлива (в целом внутренние и экспортные) за первые четыре месяца 2015 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года сократились на 2% за счет сокращения внутрироссийских перевозок на 9%. Но при меньшем росте экспортных перевозок (+3%).

Та же ситуация в перевозках мазута: снижение объема перевозок составило 7%. При росте перевозок на экспорт в 4% и снижении внутренних объемов на 7%.

В перевозках автомобильного бензина обратная ситуация: объем перевозок  вырос на 2%  за счет роста внутрироссийских объемов на 5% и при снижении экспортных на 4%.

По прогнозу Минэкономразвития РФ в 2015 году ожидается умеренное снижение объемов нефтепереработки. По прогнозу Минэнерго РФ в 2015 году производство мазута снизится на 5%; автомобильного бензина – увеличится на 1,5%.

В связи со сложившейся конъюнктурой рынка, по итогам 2015 года мы ожидаем возможное незначительное снижение объема перевозок нефтегрузов по сети РЖД по сравнению с 2014 годом. Но, при усугублении экономической ситуации в РФ и ужесточения санкций, мы не исключаем дальнейшего ухудшения динамики железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов.

Тенденции в сфере железнодорожных перевозок нефтяных грузов, обозначенные Ю.Лощаковой, сохраняются. По последним данным РЖД, за январь-май 2015 г. погрузка на сети РЖД нефти и нефтепродуктов снизилась на 0,7%; минеральных удобрений – увеличилась на 0,3%; химикатов и соды - снизилась на 4% по сравнению с тем же периодом 2014 г.