Минтранс вернулся к идее введения рейдового сбора за перевалку загрязняющих веществ с судна на судно за пределами портов. Министерство уже подготовило перечень таких веществ. Помимо нефтепродуктов, в нем появилась рыба, а также мучная и зерновая пыль, что оказалось неожиданностью для аграриев и рыбопромышленников. По мнению экспертов, потенциальный запрет рейдовой перевалки рыбы и зерна существенно ухудшит экономику производителей и экспортеров этой продукции.
Минтранс вновь собирается ввести рейдовый сбор за перегрузку загрязняющих веществ с судна на судно (рейдовую перевалку). Об этом в ходе совещания в Совете федерации 14 октября заявил заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев, в министерстве “Ъ” пояснили, что «рейдовый сбор будет взиматься в районах погрузки-разгрузки во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне (ИЭЗ) РФ», то есть за пределами портов.
Статья о рейдовом сборе содержалась в исходном тексте законопроекта: идея состояла в том, чтобы взимать с судов, переваливающих «загрязняющие вещества» — на тот момент речь шла прежде всего о нефтепродуктах,— компенсацию ущерба, нанесенного окружающей среде. Сам сбор должен был пойти на обеспечение таких условий перевалки, чтобы при возможной аварии последствия можно было бы оперативно устранить. Однако к моменту внесения документа в парламент 15 июня из текста эту концепцию исключили. Сейчас рейдовый сбор может появиться в документе вновь.
Согласно законопроекту, рейдовая перевалка вне акваторий портов будет разрешена только в специальных перегрузочных районах, закрепленных за соответствующим морским портом.
Их список и перечень грузов с загрязняющими веществами Минтранс, по словам господина Зверева, уже составил совместно с Минприроды и Росприроднадзором.
Основную дискуссию вызвал потенциальный запрет рейдовой перевалки зерна: в списке загрязняющих веществ теперь числится мучная и зерновая пыль. Минсельхоз при этом напоминает, что, согласно перечню, утвержденному правительством в 2015 году для обеспечения реализации закона «Об охране окружающей среды», «зерно, пыль мучная и зерновая не относятся к загрязняющим веществам». В министерстве также сообщили, что Минсельхоз ранее доводил до правительства свою позицию о том, что нормы законопроекта не должны распространяться на сельскохозяйственную продукцию.
По данным министерства, на рейде ежегодно переваливается порядка 5–10 млн тонн зерна, что составляет около 25% от общего объема экспорта зерновых грузов. Кроме того, в перечень Минтранса вошла скоропортящаяся продукция, что означает подпадание рыбы под новые правила перевалки.
В сообщении Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) поясняется, что, согласно перечню, перегрузка скоропортящихся грузов с содержанием жизнеспособных яиц гельминтов (паразитических червей) будет разрешена только в специальных перегрузочных районах. Однако точно определить, содержит ли рыбная продукция гельминты, можно только по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы, для чего рыбопромышленникам придется направлять суда в порт или в перегрузочный район, закрепленный за конкретным портом. Комитет Госдумы по транспорту и строительству в заключении к законопроекту предлагает пойти еще дальше, а именно распространить изменения на перевалку с судна на судно не только загрязняющих веществ, «но и прочих грузов».
«Охрана окружающей среды — это лишь предлог для принятия законопроекта,— полагает управляющий партнер Navicus.Law и президент Ассоциации морского права (RUMLA) Константин Краснокутский.— Целью же является пополнение бюджета за счет очередного "неналогового дохода", к которым отнесен рейдовый сбор, а также максимально загрузить портовые мощности». «Законопроект, очевидно, нуждается в доработке»,— считает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, запрет или жесткие ограничения для рейдовой перевалки ставят под угрозу экспортные отправки зерновых и нефтеналивных грузов, а также существенно ухудшают экономику компаний рыбной отрасли при морском промысле.