демпфер

Первый зампред комитета ГД РФ по бюджету и налогам Михаил Щапов направил министру финансов Антону Силуанову и министру энергетики Николаю Шульгинову письма с запросом предоставить данные, доказывающие эффективность механизма демпфера. В документах упоминается ряд заявлений госструктур и представителей бизнеса, указывающих, что стабилизация ситуации на топливном рынке после введения механизма так и не была достигнута. С начала года цены на топливо в России растут быстрыми темпами, в ряде регионов оптовая стоимость превысила розничную и сохраняются риски банкротства заправок, отмечают представители бизнеса. Для возможного отказа от демпфера потребуется время, поэтому необходимо срочно прояснить его влияние на топливный рынок, считают в парламенте. В Минэнерго «Известиям» заявили, что без демпфера литр бензина Аи-92 стоил бы сегодня в рознице на 6,5 рубля дороже.

Письма счастья

Михаил Щапов 6 апреля направил министру финансов Антону Силуанову и министру энергетики Николаю Шульгинову письма с запросом о предоставлении данных, доказывающих эффективность механизма демпфера. В письмах упоминается ряд заявлений госструктур и представителей бизнеса, указывающих, что стабилизация ситуации на топливном рынке страны так и не была достигнута после внедрения механизма. Среди них — отчет Счетной палаты за 2020 год, которая отметила риски топливного кризиса в стране и резкого роста розничных цен на бензин, прогноз Независимого топливного союза (НТС) о риске роста цен на моторное топливо вплоть до 14% в 2021 году, а также сообщения Московской топливной ассоциации о том, что цены на бензин и дизтопливо на столичных автозаправках ползут вверх уже более 14 недель подряд. В министерствах  получение писем подтвердили.

Парламентарий запросил данные, подтверждающие увеличение объемов продукции переработки в структуре топливного рынка, количественную оценку вклада демпфера в стабилизацию цен на топливо и данные о наличии «сверхприбыли» нефтяных компаний (плательщиков демпфера в 2020 году). Помимо этого он хочет получить информацию о расчетах по прогнозам роста розничных цен в отсутствие демпфирующей надбавки и объеме перечисленных нефтяными компаниями средств по демпферу в федеральный бюджет.

— Запрошенные депутатом материалы позволят в первую очередь понять, какие основания лежат в тезисах об эффективности демпфера. Это поможет выяснить, на чем основана позиция Минэнерго и насколько она бьется с данными, — заявил президент НТС Павел Баженов.

Если ответ от министерств по этому вопросу будет неудовлетворительным и не представит доказательств эффективности демпфера или если запрос будет проигнорирован, то в Госдуме могут внести в законодательство поправки об отмене демпфера и замене его более эффективным механизмом сдерживания цен, сообщил источник в парламенте.

Механизм демпфера был введен российским правительством с начала 2019 года. Его разработка стала результатом реакции властей на резкий рост цен на моторные виды топлива в конце весны 2018-го, сказал зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Он рассчитывается как разница между нетбэком (мировая цена минус расходы на транспортировку и вывозная пошлина) и условной ценой на бензин, устанавливаемой правительством в начале каждого года, умноженная на специальный коэффициент. Когда мировые цены на бензин превышают условную, государство фактически субсидирует нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) через предоставление налогового вычета.

— В обратном случае демпфер служит дополнительными выплатами НПЗ в бюджет, что не дает продавцам бензина снижать цены на внутреннем рынке вслед за мировыми. Летом 2019 года Госдумой был принят законопроект о внесении изменений в параметры демпфера. Целью корректировок являлась его донастройка для снижения давления мировых цен на нефть на внутренние розничные. Минэнерго, несмотря на декларирование, ни разу не предоставило фактических данных о его эффективности и прямом влиянии на розницу и рентабельность продаж топлива на АЗС. В ряде регионов оптовая стоимость топлива уже превысила розничную и сохраняются риски их банкротства, — добавил Дмитрий Гусев.

Уверенный рост

Начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС России Армен Ханян в своем письме указал, что с 11 января по 24 марта 2021 года оптовая цена на Аи-92 выросла на 8,5% — до 53,9 тыс. рублей за тонну, Аи-95 подорожал на 9,1% — до 55,7 тыс. рублей за тонну. Розничные цены на бензин, по данным Росстата, с начала года выросли только на 3,6%, и средняя розничная цена на автомобильный бензин на российских АЗС составляла 47,56 рубля за литр, отметила заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

— С корректировки демпфера прошло достаточно времени, чтобы оценить его эффективность. При этом цены на топливо продолжают расти постоянно. Если мы решим менять этот механизм или разрабатывать новый, потребуется время, в течение которого автовладельцы будут платить всё больше и больше. Поэтому делать это нужно прямо сейчас. Тут каждый день на вес золота, — заявил Михаил Щапов.

Одним из приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка, сообщили в Минэнерго. Его отмена лишит рынок защитного механизма, в настоящее время правительством и топливными компаниями уже приняты все необходимые срочные меры реагирования на ситуацию роста оптовых цен, в частности межведомственно дополнительно проработана корректировка демпферного механизма в пользу его увеличения, добавили там.

За период действия механизм демпфера показал свою эффективность: в 2019–2020 годах рост цен на топливо на АЗС не превысил 3% и это были самые низкие показатели за последние несколько лет, сообщили  в Минфине. 

— Говоря о влиянии демпфера на цену бензина, отметим следующее. По расчетам в апреле фактическая розничная цена Аи-92 составила 45,11 рубля за литр. Без демпфера она составляла бы 51,70 рубля за литр в центральной части страны. То есть если бы розничные цены в России формировались на рыночных условиях в зависимости от мировых цен, то цена на бензин в нынешних условиях могла бы быть на 6,5 рубля за литр выше текущей, — заключили в Минэнерго.

Корректировка демпфера — назревший вопрос и сейчас правительство как раз находится в процессе его решения, сообщил аналитик ГК «Финам» Сергей Кауфман.

— Основные текущие претензии к демпферу состоят в том, что индикативная внутренняя цена, которая вычитается из экспортного нетбэка для расчета выплат, растет на 5% без учета роста реальных цен, — заявил он.

Эксперт отметил: из-за того, что индикативная цена по итогам 2020 года росла сильнее розничных цен, нефтяники получали от бюджета меньше, чем должны были. Зимой им было предложено привязать рост индикативной цены к росту реальных розничных цен, добавил он. После этого в середине марта вице-премьер Александр Новак провел совещание с соответствующими ведомствами и нефтекомпаниями и также признал необходимость корректировки демпферного механизма. Для более эффективной работы с 1 мая 2021 года механизм будет скорректирован.

При этом, по мнению члена комитета по энергетике ГД РФ Бориса Гладких, использование демпфирующего механизма для регулирования цен на топливо всё-таки показало свою эффективность, так как за последние годы удалось избежать резких скачков цен на бензин в рознице. Наталья Мильчакова отметила, что без данного механизма розничные цены могли бы быть на 6–7% выше.