Россия готова в случае поступления соответствующих запросов увеличить объемы экспорта бензина и дизельного топлива в Монголию. Об этом заявил посол РФ в Улан-Баторе Алексей Евсиков. Кроме того, успешно продвигается реализация проекта газопровода «Союз-Восток» через Монголию в Китай.
По словам дипломата, стороны готовы к началу строительных работ, как только будут оформлены окончательные контрактные договоренности между российским поставщиком и китайским покупателем. РФ также может помочь монгольским энергетикам оценить потребности в природном газе и составить план газификации страны. О том, как продвигается сотрудничество двух стран в экономическом и военном плане, потенциальном визите монгольского лидера в Москву и популярности русского языка в стране — в эксклюзивном интервью Алексея Евсикова «Известиям».
— Российский президент Владимир Путин 3 сентября посетил Монголию. Ожидается ли ответный официальный визит президента страны Ухнаагийн Хурэлсуха в РФ?
— В ходе переговоров с Ухнаагийн Хурэлсухом в Улан-Баторе Владимир Путин пригласил главу монгольского государства посетить торжества по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в мае следующего года в Москве. С учетом того, какое внимание руководство дружественной Монголии уделяет вопросам сохранения исторической памяти, а также весомого вклада монгольского народа в победу над германским фашизмом, рассчитываем, что президент непременно примет приглашение.
— Одной из тем во время переговоров было сотрудничество двух стран в газовой сфере. Известно, что важной задачей остается завершение строительства газопровода «Союз-Восток» через Монголию в Китай. Как продвигается реализация этой инициативы?
— Владимир Путин в беседе со своим монгольским визави отметил, что сотрудничество с Монголией в газовой отрасли не ограничивается реализацией проекта строительства транзитного газопровода из России в Китай через территорию этой страны. Мы предлагаем Улан-Батору рассмотреть возможность дальнейшего использования этой инициативы, кстати, инициативы монгольской, в целях газификации самой Монголии.
Насколько мне известно, «Газпром» заявлял о готовности оказать содействие монгольским энергетикам в комплексной оценке потребности в природном газе и составлении плана газификации страны, а в Улан-Баторе на это предложение согласились. Хотел бы отметить, что проект газопровода «Союз-Восток» продвигается, подготовлена и прошла государственную экспертизу проектная документация, стороны в целом готовы к началу строительных работ, как только будут оформлены окончательные контрактные договоренности между российским поставщиком и китайским покупателем.
— Россия и Монголия также подписали соглашение о сотрудничестве в области поставок нефтепродуктов. Увеличит ли Россия поставки нефти в страну и есть ли подобный запрос от Улан-Батора?
— Подписание соглашения стало важной вехой для обеспечения стабильности и предсказуемости поставок нефтепродуктов из России в Монголию. Хотел бы это особенно подчеркнуть. Речь не идет, как об этом пишут некоторые эксперты, о якобы непременном увеличении объемов поставки и снижении цены. Документ носит взаимовыгодный характер и, в первую очередь, формирует основу для упорядочения системы размещения монгольскими импортерами заказов на российских заводах, а также улучшения логистики отгрузки продукции в Монголию. При этом российская сторона всегда готова в случае поступления соответствующих запросов от наших партнеров увеличить объемы экспорта бензина и дизельного топлива. Сырую нефть мы в Монголию не отправляем.
Есть, конечно, и вероятность сокращения поставок, если будет успешно реализован проект сооружения в Монголии НПЗ. Он строится на индийские кредитные средства, ввод в эксплуатацию намечен в 2027 году. Завод рассчитан на переработку 1,5 млн т нефти. Монгольским друзьям предстоит решить непростую задачу — откуда эту нефть брать. Сейчас добычу ее в Монголии ведет только одна китайская компания. Объем добычи снижается, в этом году прогнозируется на уровне 500 тыс. т. Всю добытую нефть забирают на переработку в КНР, в том числе в соответствии с соглашением о разделе продукции.
— Вы говорили, что РФ поддержала Монголию вопросе беспошлинного доступа ее продукции в ЕАЭС. Как продвигается процесс сближения страны с этим объединением?
— Российско-монгольская торговля в настоящий момент по объективным причинам характеризуется значительным дисбалансом в пользу Москвы. Поскольку вопросы тарифного и нетарифного регулирования торговых операций переданы Россией на наднациональный уровень в Евразийскую экономическую комиссию, то для увеличения монгольского экспорта в нашу страну мы предложили коллегам в Улан-Баторе предпринять активные шаги по сближению с ЕАЭС.
Россия поддержала просьбу монгольской стороны о предоставлении доступа на союзный рынок без пошлин либо с минимальными пошлинами для 375 наименований товаров традиционного монгольского экспорта, в том числе мяса и мясной продукции, шерсти и кашемира, кожевенных изделий, кожи, шкур животных. В рекордно короткий срок — менее чем за год — экспертам удалось согласовать проект временного соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Монголией, отражающего основной экспортный интерес сторон. Рассчитываем на подписание соглашения до конца этого года, а затем на успешную его ратификацию в Великом государственном хурале Монголии и парламентах государств — членов ЕАЭС.