санкции

21 июня 2023 года постоянные представители стран - членов Евросоюза согласовали 11-й пакет санкций против России. Он включает меры, "направленные на противодействие обходу санкций и отдельным листингам".

Посол Польши в Европейском союзе Анджей Садось сообщил, что ограничения коснутся поставок нефти по южной ветке трубопровода "Дружба". Очередной пакет санкций вступит в силу после их утверждения Советом ЕС и публикации в "Официальном журнале ЕС".

"Санкции будут наложены на 70 человек, ответственных среди прочего за незаконную депортацию детей, более 30 субъектов хозяйствования, которые обходят санкции, поддерживают российские военные усилия. Там есть польские постулаты, касающиеся полного наложения санкций на южную "Дружбу", там же есть запрет въезда для российских грузовых прицепов", - сказал Садось.

ТАСС подготовил материал о нефтепроводе "Дружба", который связывает месторождения России со странами Европы.

История нефтепровода

К концу 1950-х годов страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) из-за роста промышленного производства остро нуждались в нефти. Ее поставки из СССР в Восточную Европу тогда осуществлялись только железнодорожным транспортом. 18 декабря 1958 года на X сессии СЭВ в Праге было принято решение о строительстве нефтепровода от месторождений в Башкирской и Татарской АССР в ГДР, Польшу, Венгрию и Чехословакию. Он получил название "Дружба". Решение было закреплено межправительственными соглашениями, заключенными в 1959 году.

Проект нефтепровода был разработан московским институтом "Гипротрубопровод" и утвержден постоянной комиссией СЭВ по нефтяной и газовой промышленности. Он начинался в Альметьевске (Татарская АССР), далее его маршрут пролегал через Куйбышев (ныне Самара), Пензу, Липецк, Орел, Брянск и Мозырь (Белорусская ССР). После Мозыря трубопровод разветвлялся на два направления: на север, через Брест и Польшу и далее к городу Шведт (ГДР, ныне Германия); и на юг, через Украину, Броды и далее к Братиславе, Праге и Будапешту с разветвлением в венгерском городе Шаги.

Агрегаты для насосных станций поставлялись из ГДР, средства автоматики - из Венгрии, различная арматура и клапаны - из Чехословакии. Поставками труб, техники и основными проектными и строительными работами занимались советские предприятия, в том числе тресты Министерства нефтедобывающей промышленности и Главного управления газовой промышленности СССР.

Строительство началось 10 декабря 1960 года в районе Карпат, на самом сложном участке. В 1962-1963 годах были завершены работы над участками нефтепровода в Чехословакии, Польше, Венгрии и ГДР, до октября 1964 года они работали на перекачку нефти, которую сгружали на границе СССР из железнодорожных цистерн.

15 октября 1964 года состоялась официальная церемония ввода в строй нефтепровода "Дружба". Подача нефти от Альметьевска в страны СЭВ была запущена 4 ноября 1964 года. В 1967 году за проектирование объекта "Гипротрубопровод" был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 

Общая длина "Дружбы" составила 4 665 км (в том числе 3 004 км по территории СССР, 675 км - Польши, 836 км - Чехословакии, 123 км - Венгрии, 27 км - ГДР). На тот момент "Дружба" была самым протяженным нефтепроводом в мире. От него на территории Советского Союза были сделаны около 300 км ответвлений к ближайшим городам. Диаметр труб на участке от Альметьевска до Мозыря составлял 1 020 мм, далее - от 529 до 720 мм. В СССР нефтепровод пересек 458 водных преград и оврагов, в том числе 18 крупных рек, включая Волгу, Дон, Десну и Днепр. Подача нефти по трубопроводу осуществлялась с помощью 80 насосных станций. Первоначальная мощность нефтепровода составляла 30 млн тонн в год.

В 1969 году было начато расширение пропускной способности "Дружбы", в 1974 году была построена вторая нитка трубопровода диаметром до 1220 мм. В 1978 году было сооружено ответвление от "Дружбы" к нефтеналивным терминалам в Литве и Латвии через Унечу (в Полоцке он соединяется с магистральным нефтепроводом "Сургут-Полоцк").

В 2009-2012 годах был построен российский нефтепровод "Балтийская трубопроводная система - 2" (БТС-2, Унеча - Андреаполь - Усть-Луга), который связал "Дружбу" с российскими портами на Балтийском море.

Статистика и собственники

В настоящее время "Дружба" представляет собой сеть нефтепроводов протяженностью 8,9 тыс. км, включая 3,9 тыс. км на территории РФ. Владельцем российского участка "Дружбы" является "Транснефть" (трубопровод принадлежит ее дочерней компании - АО "Транснефть - Дружба"). Всего в российскую часть "Дружбы" входят 20 нефтеперекачивающих станций, 15 нефтепродуктоперекачивающих станций. В России трубопровод обслуживают около 8 тыс. человек. Центр управления российской частью нефтепровода располагается в Брянске.

Максимальный годовой объем перекачанной нефти по трубопроводам "Дружбы" может составлять около 100 млн тонн (с учетом ответвлений). Согласно данным "Транснефти", в дальнее зарубежье по итогам 2021 года по "Дружбе" было отправлено 35,9 млн тонн нефти. По южной ветви "Дружбы", согласно данным Министерства энергетики Украины, в 2021 году было перекачано 12 млн тонн нефти. Официальной статистики по поставкам за 2022 год не публиковалось.

Белорусский участок находится в собственности компании "Гомельтранснефть Дружба", украинский - "Укртранснафты", польский и немецкий - PERN, венгерский собственник - группа компаний MOL, словацкий - Transpetrol, чешский - Mero.

С февраля 2023 года по северной ветви "Дружбы" поставляется только нефть из Казахстана, отгрузка российской нефти в сторону Польши и Германии прекратилась. Топливо из РФ поступает только по южной ветви, в сторону Венгрии.