Изменения, происходящие в мире, диктуют новые условия для российского ТЭК. В качестве реакции на санкционное давление со стороны коллективного Запада наша страна избрала стратегию "поворота на Восток", и это абсолютно правильное экономическое и политическое решение.
Однако степень готовности отечественной инфраструктуры к такому повороту крайне низкая. Это обусловлено не только современными, но и историческими особенностями размещения производительных сил, а также мировой системой разделения труда.
Наследие СССР
Проблема развития промышленного потенциала на востоке страны существовала еще во времена СССР. Основная часть наиболее эффективных разведанных энергетических ресурсов была сосредоточена в восточных районах страны, тогда как почти 80% общесоюзного потребления топлива и электроэнергии приходилось на Европейскую часть и Урал, где концентрировалось свыше 75% населения и около 80% всех производственных фондов Советского Союза.
Поэтому, несмотря на всемерное развитие добычи топлива в Европейской части СССР, требовалось привлечение все больших объемов энергетических ресурсов из восточных районов страны. Правда, новые энергоемкие и топливоемкие производства планомерно размещались в зонах, где имелся доступ к дешевой энергии, – в Сибири, Средней Азии, Казахстане. А развитие энергоемких производств в Европейской части СССР и на Урале, наоборот, ограничивалось. Но все же, несмотря на множество этапов освоения Сибири и Дальнего Востока, ключевая инфраструктура, достаточная для активного развития промышленного производства, сформировалась только в Европейской части страны.
Фундаментальный разворот
Чем фундаментально обоснован поворот на Восток? Только ли отказом наших бывших европейских партнеров от сотрудничества? Нет, именно фундаментальными и объективными факторами. Естественный процесс развития мировой цивилизации, несмотря на сопротивление евро-американского лобби, переносится в азиатско-африканский регион. Да, не в полной мере, но это так. Такой геополитический дрейф обусловлен тем, что основной ресурс – люди – находится именно в Азии и в Африке. И потенциал роста населения планеты обеспечен именно этими регионами, пишет itek.ru.
По данным International Energy Outlook 2021 (IEO), население мира к 2050 году вырастет до 9,655 млрд человек, что на 25% больше, чем сейчас. Учитывая постоянное повышение благосостояния граждан (или, по крайней мере, их стремления к росту собственного благосостояния), только этот фактор увеличивает потребление энергоресурсов на планете. Исходя из текущих тенденций этот рост будет гарантирован азиатскими и африканскими государствами, которые сегодня менее всех обеспечены энергией. В частности, население Индии должно увеличиться с 1,382 млрд до 1,640 млрд человек. В итоге прогнозируется рост ВВП Китая с $23 до $62 млрд (почти в три раза), Индии – с $8 до $41 млрд (в пять раз).
Как следствие, потребление жидких углеводородов в Индии вырастет с 315 до 1013 млн т условного топлива (у. т.), или в 3,21 раза, природного газа – с 75 до 267 т у. т. (в 3,56 раза), угля – с 541 до 1348 млн т у. т. (в 2,49 раза), ядерного топлива – с 16 до 58 млн т у. т. (в 3,63 раза), возобновляемых источников энергии – с 186 млн до 1626 млн т у. т. (в 8,75 раза). То есть общее потребление энергоресурсов увеличится с 1133 млн до 4312 млн т у. т., или в 3,8 раза.
В Китае спрос на жидкие углеводороды увеличится с 1029 до 1209 млн т у. т. (на 17%), на природный газ – с 414 млн до 790 млн т у. т. (в 1,9 раза), на ядерное топливо – с 125 млн до 392 млн т у. т. (в 3,13 раза), на ВИЭ – с 796 млн до 1918 млн т у. т. (в 2,4 раза). Одновременно потребление угля сократится на 15%, с 3265 до 2780 млн т у. т.
По прогнозам IEO, количество АЭС в Индии вырастет с 6 до 26, в Китае – с 48 до 143.
Узкие места транспортной системы
Технологически поворот на Восток связан с рядом изменений в структуре ТЭК. Необходимы коренные преобразования в части транспортировки продукции до границ или точек погрузки, строительства собственного танкерного флота, а также увеличения переработки сырья на территории России.
В Европейской части России относительно развита система продуктопроводов, но она заканчивается в Кемерово. Данная инфраструктура "заточена" либо на экспорт дизельного топлива напрямую трубопроводным транспортом (через Ужгород), либо на его доставку к портовым мощностям (Новороссийск, Усть-Луга) с дальнейшей отправкой на экспорт. При этом в последние годы был осуществлен демонтаж значительного количества пунктов автомобильного налива топлива из трубопроводного транспорта. То есть предполагалось, что "труба" должна работать только на экспорт, не учитывая потребности внутреннего рынка. Это создает преимущества иностранным, а не отечественным участникам рынка.
В стране существуют также продуктопроводы для транспортировки нефтехимической продукции: этанопровод Оренбург–Казань, этиленопроводы Нижнекамск–Пермь, Нижнекамск–Уфа–Стерлитамак–Салават, конденсатопровод Оренбург–Салават, аммиакопровод Тольятти–Одесса.
Почему для разворота на Восток необходимы именно новые трубопроводы? Дело в том, что при поставках по железной дороге мы сталкиваемся с серьезной проблемой – необходимостью возврата пустых вагонов к месту погрузки. В результате многие тысячи километров составляет пустой пробег, оплачиваемый производителем, ведь покупателя не интересует, какими способами и путями к нему поставляется товар.
Кроме того, создание системы продуктопроводов в направлении Востока решит проблему с перегрузкой портовых мощностей и железнодорожных терминалов, повысит эффективность использования транспорта.
Необходимо также формирование парка емкостей для хранения продукции в больших масштабах. Это позволит создать стратегический резерв, который может быть использован как для покрытия внезапно возникающих дефицитов, так и для сглаживания цен на внутреннем рынке, одновременно играя роль стратегического запаса государства на случай непредвиденных ситуаций.
От поставок сырья – к экспорту нефтехимии
Переработка нефти и газа в России полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка и создает огромное количество продукции, предназначенной на экспорт. Однако имеется и огромный потенциал роста переработки. Сегодня мы экспортируем более половины добытой нефти и значительное количество газа. Более того, мы сжигаем газ на ТЭС без предварительной подготовки, не изымая из его состава ценные фракции, являющиеся потенциальным нефтехимическим сырьем.
Обновленная стратегия развития российского ТЭК должна предусматривать сокращение экспорта сырья и увеличение масштабов нефтепереработки. Необходимо создание на востоке страны перерабатывающего кластера мощностью 100 млн т сырья в год, с сопутствующими нефтехимическими производствами. Такой кластер способен стать локомотивом развития всего Дальневосточного федерального округа.
Энергетическая стратегия РФ на период до 2030 года уже предусматривает формирование новых крупных комплексов, включающих добычу нефти, утилизацию попутного нефтяного газа и развитие нефте- и газохимии на базе комплексных нефтегазовых месторождений сложнокомпонентного состава, причем главным образом в восточных районах России и на континентальном шельфе арктических и дальневосточных морей. Цель установлена, необходима ее последовательная реализация.
Будут ли востребованы в странах Востока дополнительные объемы российских нефтепродуктов и продукции нефтегазохимии? Безусловно. Потенциал спроса со стороны Китая, Индии, других азиатских и африканских стран весьма значителен. И не только в силу высокой численности населения, но и благодаря большому объему неудовлетворенных потребностей. Рост благосостояния этих стран, увеличение потребления базовых товаров, которыми до сих пор не обеспечена большая часть населения Земли, – это и есть залог расширения российского энергетического экспорта, включая нефтепродукты и нефтехимическую продукцию.