Россия вынуждена реагировать на внешние факторы - санкции и экономическое давление Евросоюза и США против нашей страны. Поэтому сейчас приходится пересматривать планы по развитию нефтяной, газовой, угольной отрасли и в целом электроэнергетики. Но это не означает, что наша страна собирается снижать объемы добычи углеводородов и отказываться от своего лидирующего положения на мировом рынке энергоресурсов.
О путях развития российского топливно-энергетического комплекса (ТЭК), либерализации экспорта газа, а также перспективах водородной и гидроэнергетики "Российской газете" рассказал глава Минэнерго Николай Шульгинов.
- Европа уже ввела отсроченное эмбарго на импорт нашей нефти и угля. Сейчас чиновники ЕС заявляют, что будет пытаться снижать закупки газа в России. Нам приходится перенаправлять поставки на восток. Повлияли ли эти события на позицию министерства относительно либерализации экспорта газа?
- Нам не нужна конкуренция как между российским сжиженным природным газом (СПГ) и трубопроводным газом, так и между компаниями, экспортирующими наш газ за границу. Но для развития производства сжиженного природного газа в России изменения в правилах экспорта нужны. Мы уже внесли свои предложения по корректировке условий экспорта СПГ для участков недр на суше, которые расположены севернее 67-й широты. Пока наши предложения рассматриваются и согласовываются. В дальнейшем посмотрим, как ситуация будет развиваться. Мы должны сделать все, чтобы не было нездоровой конкуренции между отечественными компаниями.
- Вы говорили, что в связи с изменениями макроэкономической ситуации энергетическая стратегия России и планы по развитию нефтяной и газовой отрасли скорректируется. Можно уточнить, когда будут вынесены документы на обсуждение? В какую сторону будут пересмотрены параметры - увеличение или уменьшение добычи?
- Мы должны это сделать до сентября. Предстоит большая работа.
Необходимо пересмотреть стратегические документы по всем программам: развития нефтяной, газовой и угольной отрасли, программу развития электроэнергетики. В этих документах нам нужно будет учесть уже произошедшие изменения на мировом рынке и спрогнозировать на будущее, как он будет трансформироваться в дальнейшем. При этом стратегические задачи поставленные президентом по достижению углеродной нейтральности (к 2060 году) и темпам движения к этой цели сохраняют свою актуальность.
Более конкретно сейчас нельзя сказать. В каждой отрасли будет по-разному. Мы оценим и проанализируем европейское эмбарго по углю, которое вступит в силу 10 августа. Нужно будет оценить, что будет с нашим экспортом угля, а также какой будет спрос на уголь на внутреннем рынке. Аналогичная работа предстоит с другими сегментами нашего экспорта: по добыче нефти, по ее переработке. Оценим необходимость в новых условиях стимулирования развития каждой из отраслей.
- А развитие водородной энергетики по-прежнему сохраняет свою актуальность?
- Актуальность, конечно, сохраняется, но программу по ее развитию придется корректировать. Мы изначально рассчитывали на серьезную кооперацию со странами Европы. К сожалению, последние геополитические события поставили наше сотрудничество на паузу, в ближайшее время его, по-видимому, не будет. Поэтому мы должны либо создать внутренний спрос на водород, либо переориентировать наш будущий экспорт водорода на восток, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). При этом мы и сейчас продолжаем работу в сфере водородной энергетики, НИОКРами разрабатываются новые технологии и в будущем, я уверен, мы вернемся к этой теме в практическом плане, но уже на новом витке развития.
- Сейчас много разговоров о возможном падении добычи нефти в России из-за трудностей с ее экспортом. Нужны ли в такой ситуации дополнительные льготы для нефтедобычи, или об увеличении объемов производства сейчас речи не идет?
- Добычу снижать мы не собираемся. Нефть - наш товар, и пока он у нас есть, мы будем им торговать. Определенные шаги для стимулирования роста производства делаются и сейчас. Уже принято решение по расширению периметра применения налога на дополнительный доход (НДД - обложение финансового результата разработки месторождения, а не валового объема добычи нефти). Также приняты меры для стимулирования нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Заключены инвестиционные соглашения на их модернизацию. Конечно, возможны корректировки по срокам. Сейчас мы эти вопросы согласовываем с Минфином.
Но самое важное для поддержания нефтедобычи на уровне сохранить те льготы, те налоговые условия, которые сегодня есть. Отрасли и инвесторам нужна стабильная налоговая система, без шоков и неопределенностей. Также обязательно нужно сохранить демпфирующий механизм для поддержания нефтепереработки. Нельзя от этих преференций отказываться под влиянием сиюминутных колебаний на мировом рынке. После адаптации к новым условиям, конечно, нужно будет создавать условия для дополнительного стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и освоения новых месторождений.
- Вы очень долго и, главное, успешно руководили "РусГидро". Как вы оцениваете потенциал развития гидроэнергетики в России?
- Уже есть соответствующее поручение президента, разработать программу строительства гидроэлектростанций. В том числе, гидроаккумулирующих станций. Поставлена задача сохранить долю гидрогенерации в общем энергобалансе страны на сегодняшнем уровне, то есть - 20% в производстве электроэнергии. И для этого, конечно, нужно увеличивать объемы строительства гидроэлектростанций.
- Мы готовы их строить сами, используя только свое оборудование и технологии?
- Да, у нас все для этого есть. Кроме того, есть хороший опыт строительства крупнейших гидроэлектростанций не только в России, но и за рубежом. Есть собственные технологии, компетенции по строительству станций и производству гидротурбин.
Что касается небольшой, малой гидрогенерации, то были бы заказы большие. Наши производители такого оборудования готовы выполнить любой заказ. У нас здесь нет проблем, как, например, у производителей газотурбинного оборудования. Гидрогенерация - это наш российский путь в зеленой энергетике.