в отношении "Сахалина-1" возникли серьезные вопросы

Как стало известно "Ъ", крупный нефтегазовый проект "Сахалин-1", чьим оператором выступает американская ExxonMobil, рискует повторить судьбу "Сахалина-2", вокруг которого в 2006 году развернулся масштабный скандал. В правительстве будут обсуждали итоги проверок проектов:  в отношении "Сахалина-1" возникли серьезные вопросы к выполнению оператором условий лицензии на добычу. Для "Сахалина-2" в 2006 году экологические претензии вылились в переход контроля от иностранных инвесторов к "Газпрому". Сейчас власти РФ в первую очередь хотят получить инструмент давления на ExxonMobil, которая в суде требует возврата части выплаченных налогов и изменения схемы их взимания.

"Сахалин-1" (по 30% у ExxonMobil и японской Sodeco, по 20% — у "Роснефти" и индийской ONGC) — проект разработки нефтегазовых месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на шельфе Сахалина. Доказанные запасы по PRMS составляют 57,3 млн нефти и 140 млрд кубометров газа. Добыча нефти в 2014 году составила 7,6 млн тонн, газа — 10,1 млрд кубометров (в основном закачивается в пласт). "Сахалин-2" (у "Газпрома" — 50% плюс одна акция, у Shell — 27,5% минус одна акция, у японской Mitsui — 12,5%, у Mitsubishi — 10%) — проект разработки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на шельфе Сахалина. На базе проекта действует СПГ-завод мощностью 9,6 млн тонн в год. В 2014 году добыча нефти в рамках "Сахалина-2" составила 5,3 млн тонн, газа — 17,6 млрд кубометров.

По словам одного из собеседников, проверка была внеплановой, скорее всего с целью "найти основания для возможных претензий". Инструмент давления понадобится в ходе переговоров правительства и ExxonMobil по поводу процесса в Стокгольмском арбитраже, куда американская компания подала иск к России в конце марта. ExxonMobil добивается возврата около $500 млн налогов, поскольку с 2009 года в России действует ставка налога на прибыль в размере 20%, тогда как проект продолжал платить прежние 35%. Российские власти переплату не признают. В конце апреля Минфин заявлял, что иск ExxonMobil основан на "избирательном толковании СРП в отрыве от других его положений и экономической логики".

Урегулировать вопрос во внесудебном порядке не удалось. Для этого в Москву приезжал глава ExxonMobil Рекс Тиллерсон, который встречался с Аркадием Дворковичем и министром финансов Антоном Силуановым. "Но ему было сказано, что Россия ничего не должна и будет отстаивать свою позицию",— говорит один из собеседников. Государственная "Роснефть" в конфликте поддерживает ExxonMobil (компании являются стратегическими партнерами и по другим шельфовым проектам, но из-за санкций работы приостановлены): в мае глава компании Игорь Сечин говорил, что "в принципе мы с ними занимаем одну и ту же позицию".

Источники, знакомые с текстом СРП "Сахалина-1", говорят, что документ позволяет разорвать соглашение в "случае приостановки разработки". "Но тут довольно широкая трактовка, любую претензию можно при желании подогнать под основания для отзыва лицензии",— считает один из собеседников. Возможные претензии могут быть связаны с тем, что, добывая 10,1 млрд кубометров газа в год, "Сахалин-1" большую часть закачивает в пласт,— консорциум не может договориться с "Газпромом" об условиях продажи. "Роснефть" и ExxonMobil ведут переговоры о строительстве СПГ-завода для переработки газа, но тут уже мешает "Газпром", который не согласовывает доступ к своему газопроводу, необходимому для реализации проекта.

Это не первый громкий конфликт вокруг сахалинских проектов. В 2006 году к ходу реализации "Сахалина-2" предъявила претензии Генпрокуратура, а в 2006 году Минприроды отозвало экологическую экспертизу проекта, то есть фактически остановило его. По итогам проверок Росприроднадзор заявил об ущербе экологии на $50 млрд, в Счетной палате говорили о невыгодных условиях соглашения. Источники  тогда объясняли проблемы "Сахалина-2" желанием России получить контроль в проекте. Так и вышло — уже к концу 2006 года "Газпром" приобрел 50% и одну акцию Sakhalin Energy за $7,45 млрд.

Впрочем, по мнению источников  и экспертов, ситуация вокруг "Сахалина-1" пока не столь серьезная — о вытеснении ExxonMobil из проекта речи не идет. Глава группы "Шельфовые проекты" "Пепеляев Групп" Павел Кондуков поясняет, что, если основания прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами не урегулированы в СРП "Сахалин-1", есть риск применения закона "О недрах". В этом случае для отзыва лицензии может быть много оснований, добавляет юрист, например нарушение пользователем недр существенных условий лицензии, под которыми можно понимать многое. Окончательное решение за Роснедрами — именно это ведомство может принять решение об отзыве лицензии, ее приостановке или каких-либо ограничениях. Но, по мнению господина Кондукова, радикальные меры в данной ситуации вряд ли возможны, поскольку иностранные компании обычно тщательно следят за соблюдением условий лицензий, особенно после истории вокруг "Сахалина-2". Кроме того, это может быть негативно воспринято иностранными инвесторами, особенно в текущей ситуации оттока инвестиций, считает юрист.

Глава "Роснефти" Игорь Сечин уверен в том, что операционная деятельность на "Сахалине-1", оператором которого выступает американская компания ExxonMobil, велась с соблюдением всех необходимых требований.

"Я уверен, что операционная деятельность в рамках проекта "Сахалин-1" осуществлялась в строгом соответствии со всеми требованиями экологического надзора, требованиями по природопользованию, эффективной добыче, поэтому мы не ожидаем, что здесь возможны какие-то проблемы", - заявил Сечин журналистам.

Так он прокомментировал информацию о том, что правительство РФ собирается проверить деятельность Exxon на Сахалине, пишет Интерфакс. Отвечая на вопрос, может ли "Роснефть" заместить Exxon на сахалинском проекте, Сечин заявил: "Речи об этом нет".

Глава Минэнерго РФ Александр Новак не видит экономической целесообразности в том, чтобы американская ExxonMobil покинула нефтегазовый проект "Сахалин-1", отмечает Прайм.

"Сахалин-1" - один их лучших проектов сегодня в целом, разрабатываемых на шельфе. В этом смысле мы не видим экономической целесообразности, чтобы иностранные компании могли выйти", - сказал Новак журналистам, отвечая на вопрос, есть ли риск того, что ExxonMobil покинет проект.