нефтьдоход

Выплаты нефтяникам по демпферу по итогам первых четырех месяцев 2023 года снизились на 55% в годовом выражении.

Если в период с января по апрель прошлого года их объем достиг 801,9 млрд руб., то за аналогичный период нынешнего года он составил "лишь" 360,5 млрд руб., согласно данным Минфина.

 Демпфер сокращается, но Минфин непреклонен

Демпферный механизм, который формально призван компенсировать нефтяникам недопоставку топлива на экспорт, является одним из трех налоговых вычетов для производителей нефтепродуктов.

К их числу также относятся акциз на нефтяное сырье, являющийся отрицательным для НПЗ, у которых объем производства нефтепродуктов составляет более 75% от первичной переработки нефти, и так называемая инвестиционная надбавка, применение которой увязано с инвестициями в модернизацию НПЗ.

Объем всех трех вычетов по итогам первых четырех месяцев 2023 года сократился на 49%, или на 608,3 млрд руб. (здесь и далее все значения приведены в сравнении с аналогичным периодом 2022 года). Это, впрочем, не предотвратило реализацию планов по корректировке демпфера, выплаты по которому Минфин собирается урезать вдвое в период с июля 2023 по июль 2024 года, пишет itek.ru.

Фискальная логика в этом есть, поскольку нефтегазовые доходы бюджета дисконтируются на объем вычетов: без демпфера, отрицательного акциза и "инвестиционной надбавки" размер таких доходов достиг бы 2,91 трлн руб., тогда как их фактический уровень составил 2,28 трлн руб.

 Газ: пошлины – в минус, НДПИ – в плюс

Желание Минфина "урезать" демпфер связано и с потерями основных нефтегазовых доходов. Например, поступления по экспортной пошлине на газ по итогам первых четырех месяцев 2023 года сократились на 77% (на 585,5 млрд руб.). Сказывается одновременное падение цен и снижение физических поставок в Европу.

По данным Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), трубопроводный импорт газа из России в ЕС за январь–апрель 2023 года уменьшился на 77% – до 8,3 млрд куб. м против 36,1 млрд куб. м в период с января по апрель 2022 года. При этом средняя цена газа на ключевом в Европе хабе – TTF – за тот же период снизилась на 51% (с $1164 до $573 за 1 тыс. куб. м).

Поступления по НДПИ на газ по итогам первых четырех месяцев 2023 года выросли на 54% (на 138 млрд руб.): сказалось повышение НДПИ на газ для "Газпрома", который будет доплачивать в бюджет по этому налогу ежемесячно 50 млрд руб. в период с 1 января 2023 по 31 декабря 2025 года.

Нефть: цены всему голова

Сборы по НДПИ на нефть и экспортной пошлине на нефть по итогам первых четырех месяцев 2023 года снизились в общей сложности на 52% (на 1,94 трлн руб.). Сказывается падение нефтяных цен и сокращение добычи: если в период с января по апрель 2022 года средняя цена Urals достигла $84,7 за баррель, то за аналогичный период 2023 года составила лишь $51,1 за баррель. Добыча нефти за тот же период снизилась с 11,05 млн барр/сут до 10,86 млн барр/сут, согласно оценке Управления энергетической информации Минэнерго США.

Сборы по налогу на дополнительный доход (НДД), который рассчитывается исходя из выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку, за январь–апрель 2023 года снизились на 60% (на 593,1 млрд руб.). Сборы по НДД, как правило, носят неравномерный характер. Например, в 2022 году 95% годовых сборов по НДД пришлись на март, апрель, июль и октябрь. В нынешнем году крупные выплаты также приходились на март и апрель, однако из-за падения цен их объем был более чем вдвое ниже аналогичного периода прошлого года.

Поступления по экспортным пошлинам на нефтепродукты по итогам первых четырех месяцев 2023 года снизились на 75% (на 97 млрд руб.). Однако в данном случае нельзя все списывать на падение цен. Здесь сказывается продолжение налогового маневра, в рамках которого в период с 2019 по 2024 год должны быть обнулены экспортные пошлины на нефть в обмен на увеличение НДПИ.

К экспортной пошлине на нефть применяется специальный коэффициент, который постепенно снижается с каждым годом: если в 2019 году он составлял 0,833, то в 2022 году – 0,333, а в 2023 году – 0,167. При этом экспортные пошлины на нефтепродукты рассчитываются как доля от экспортной пошлины на нефть: если для темных нефтепродуктов она составляет 100%, то для светлых – 30%.

Соответственно, понижение коэффициента, в конечном счете, влечет за собой уменьшение пошлин на нефтепродукты и поступлений в бюджет, на который также влияют экспортные цены.

 Потенциальные потери по налогу на прибыль

Помимо дисконтов на динамику налоговых платежей влияет и изменение географии экспорта, которое сопряжено с ростом транспортных издержек. Например, в апреле 2023 года из пяти стран – крупнейших импортеров нефти из РФ только одна была расположена сравнительно близко к портам в Европейской части России. Речь идет о Турции, доля которой в структуре морского экспорта нефти из РФ в апреле 2023 года составляла 4% (151 тыс. барр/сут из 3,76 млн барр/сут, согласно данным S&P Global Platts). Для сравнения: в апреле 2022 года таких стран в первой пятерке было три (Нидерланды, Италия, Турция), а их общая доля в структуре морского экспорта нефти из России составляла 30% (1,14 млн барр/сут из 3,83 млн барр/сут).

Схожая картина характерна и для экспорта нефтепродуктов. В апреле 2022 года первая пятерка импортеров нефтепродуктов из РФ полностью состояла из стран, расположенных вблизи портов в Европейской части России (Нидерланды, Греция, Бельгия, Турция и Франция), на их долю приходилось 57% экспорта нефтепродуктов из РФ (1,31 млн барр/сут из 2,28 млн барр/сут). В апреле 2023 года таких стран в первой пятерке было только две – Турция и Греция, у берегов которой осуществляется перевалка нефтепродуктов "с борта на борт". При этом на долю этих стран приходилось только 26% экспорта нефтепродуктов из РФ (671 тыс. барр/сут из 2,58 млн барр/сут).

Нишу ЕС заполнили страны Восточной и Южной Азии. Например, Индия и Китай в апреле 2023 года занимали два первых места по объему морского импорта нефти из РФ, а по объему импорта нефтепродуктов – пятое и третье место соответственно. Рост транспортных издержек отразится в нынешнем году на выплатах нефтяных компаний по налогу на прибыль, который учитывается в статистике "ненефтегазовых" доходов бюджета.

 Недостижимый максимум

Наименьшее снижение было характерно для сборов по НДПИ на газовый конденсат, которые по итогам первых четырех месяцев 2023 года снизились на 13% (на 17,8 млрд руб.). Однако это слабое утешение: доля НДПИ на газовый конденсат в структуре нефтегазовых доходов бюджета по итогам первых четырех месяцев 2023 года составила лишь 5%. Общие нефтегазовые доходы бюджета за тот же период снизились на 52% (до 2,28 трлн руб. против 4,77 трлн руб. в январе–апреле 2022 года).

Учитывая падение цен и ужесточение условий сделки ОПЕК+, в рамках которой Россия продлила решение о сокращении добычи на 500 тыс. барр/сут до конца 2023 года, статистического роста нефтегазовых доходов можно будет ожидать не раньше следующего года. При этом их прошлогодний объем, скорее всего, станет недостижимым максимумом на несколько лет вперед.