экспорттоплива

Введенные правительством РФ ограничения на вывоз нефтепродуктов из РФ помогли частично стабилизировать внутренний рынок и снизить угрозу дефицита топлива.

Бензин и дизтопливо дешевеют сегодня как на бирже, так и на АЗС в большинстве российских регионов. Западные наблюдатели фиксируют спад экспорта нефтепродуктов из России до минимума за последние 17 месяцев.

При этом российские нефтяники пытаются наладить переработку российской нефти в Азербайджане, сообщил вице-премьер Александр Новак.

«Поставки топлива из РФ упали до 2,2 млн барр. в сутки в среднем за первые 28 дней октября. Это самый низкий показатель с мая 2022 года и примерно на 3% ниже, чем в сентябре и годом ранее», – сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на данные аналитической фирмой Vortexa.

Сокращение экспорта нефтепродуктов – это последствия рукотворного топливного кризиса в России, который начался весной 2023 года из-за попыток Минфина сократить бюджетные платежи в адрес крупнейших нефтяных компаний, передает «НГ».

Потоки нефтепродуктов из России оказались под давлением из-за сокращения производства, поскольку отечественные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) еще не полностью завершили плановое техническое обслуживание, которое продлится до следующего месяца.

После длительного роста цен на нефтепродукты в опте и в рознице правительство РФ с 21 сентября ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Запрет введен для всех компаний, исключениями стали лишь экспорт в страны ЕАЭС по индикативным балансам или протоколам, предусмотренным межправительственными соглашениями.

А в начале октября правительство РФ частично сняло запрет на экспорт дизельного топлива, чтобы не допустить затоваривания на внутреннем рынке и сохранить загрузку нефтеперерабатывающих заводов. Об этом, в частности, сообщил вице-премьер РФ Александр Новак. Будущий запрет на экспорт топлива из России будет касаться тех, кто не является производителем нефтепродуктов, сообщил вице-премьер.

«Несмотря на то что правительство сняло временный запрет на экспорт 6 октября, поставки были ограничены, поскольку Россия разрешила возобновить поставки при условии, что топливо будет доставляться в порты страны трубопроводным транспортом, а нефтеперерабатывающие заводы сохранят не менее 50% производимого дизельного топлива для внутреннего рынка», – напоминает Bloomberg.

По его данным, экспортные поставки бензина и компонентов для смешивания составили 51 тыс. барр. в день, что составляет менее трети от общего объема в сентябре. Поставки авиатоплива сократились почти на 70%, до 17 тыс. барр. в день, что является минимумом с июня.

Впрочем, поставки некоторых нефтепродуктов из РФ в октябре даже увеличились. Так, экспорт газойля восстановился примерно до 515 тыс. барр. в день. Экспорт нафты вырос на 5%, до пятимесячного максимума в 414 тыс. барр. в день.

«Сокращение продаж в Азию было компенсировано резким увеличением объемов поставок в Африку, на Ближний Восток и в Южную Америку», – поясняют аналитики. Экспорт мазута вырос до 703 тыс. барр. в день. Однако это является самым высоким показателем с июля. Поставки сырья для нефтеперерабатывающих заводов подскочили в октябре на треть, до пятимесячного максимума в 141 тыс. барр. в день.

Одним из вариантов ослабления экспортных ограничений может стать переработка российской нефти не на отечественных заводах, а на предприятиях Азербайджана. «С Азербайджаном работают крупнейшие российские нефтегазовые концерны, которые готовы к расширению взаимодействия. В частности, имеется целый ряд новых инициатив по транзиту и переработке на азербайджанских мощностях российских углеводородов», – объяснил Новак по итогам встречи с министром экономики Азербайджана Микаилом Джаббаровым.

На рынке российских нефтепродуктов сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, снижается экспорт нефтепродуктов, с другой – сохраняются локальные перебои с топливом в регионах на отдельных АЗС.

Так, местные СМИ пишут о жалобах жителей Екатеринбурга на дефицит бензина. Ранее пресса писала и о проблемах с нехваткой бензина и дизеля на автозаправках Новосибирска. Об аналогичных проблемах в октябре сообщали в ряде городов Алтайского края, в Перми и Челябинске. 

«Снижение экспорта может сопровождаться и снижением производства. Как показывает мировая практика, экономчески дестимулирующее регулирование не всегда может решать проблемы дефицита», – считает Дмитрий Александров, начальник управления аналитических исследований компании «ИВА Партнерс».

«На данный момент внутренний рынок топлива профицитен на фоне все еще частично действующих ограничений на экспорт. В связи с этим системного дефицита бензина и дизеля в стране нет, а нехватка топлива в отдельных регионах может быть связана с логистическими сложностями», – считает Сергей Кауфман, аналитик компании «Финам».

По его словам, с пиковых уровней сентября оптовые цены на бензин и дизель снизились примерно на 25–32%. Текущие уровни оптовых цен на бензин являются минимальными с весны и в целом комфортны для отрасли. «На фоне возвращения демпферных выплат в полном объеме, дополнительных пошлин при перепродаже топлива, повышения нормативов по продаже бензина и дизеля на бирже, а также частично действующих ограничений на экспорт полагаем, что в ближайшие месяцы повторения роста цен ожидать не стоит. Более того, текущие оптовые цены создают предпосылки для небольшого (1,5–3%) снижения цен и в рознице», – объясняет Кауфман.

«Перебои поставок топлива на внутренний рынок и формирование его дефицита в отдельных регионах страны связаны в большинстве случаев с логистическими сложностями и временным закрытием НПЗ на техническое обслуживание», – говорит Владимир Чернов, аналитик компании Freedom Finance Global.