Вопрос поддержки отраслей ТЭК, в частности нефтехимии, нефтепереработки, электроэнергетики и нефтесервиса, может быть вынесен на уровень президента России Владимира Путина. Об этом сообщил помощник руководителя администрации президента России Кирилл Молодцов во время онлайн-конференции Тюменского нефтегазового форума.
"Меры поддержки текущих отраслей, которые наиболее пострадали от возникший вирусной инфекции, не учитывают потребности нефтегазовой отрасли, электроэнергетической, нефтехимической, и так далее. Поверьте, что в рамках проходящих сейчас совещаний у президента с отраслями этот вопрос будет поднят и в ближайшее время будет обсужден", — сказал он.
Молодцов подчеркнул, что в настоящий момент риски потери рабочих мест в отраслях ТЭК, где занято порядка 1 млн человек, отсутствуют. Возможны меры по субсидированию и корректировке процентных ставок для отраслей ТЭК, налога на имущество, текущих оборотных налогов и даже НДС. "Эти моменты будут обсуждаться и, возможно, будут приняты какие-то системные решения. Эти вопросы будут обсуждаться на самом высоком уровне", — подчеркнул он.
По его словам, особо сильно в поддержке нуждается нефтеперерабатывающая отрасль. "У нас демпфер (механизм, который удерживает рост цены бензина в пределах инфляции — ТАСС) работает на интерес бюджета. В этой ситуации, я думаю, вопрос будет поднят и рассмотрен с точки зрения — какое правильное соотношение интересов нефтепереработчиков, розничных сбытовых сетей и интересов бюджета будет отрегулировано. Каким образом этот интерес в краткосрочной перспективе и в долгосрочной будет работать. На этой неделе вы услышите дополнительные новации и позицию президента по этому вопросу", — подчеркнул он.
На этом совещании будет обсуждаться и поддержка нефтесервисных компаний, возможность изменения демпфирующего механизма в системе обратного акциза на нефть (компании платят в бюджет часть прибыли при более высоких ценах на бензин и дизельное топливо на российских АЗС, чем при поставках на экспорт), вопросы газовой отрасли, транспортировки нефти и нефтепродуктов.
РБК направил запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.
Нефтегазовая отрасль — одна из самых пострадавших от коронавируса. Из-за карантинов по всему миру встал транспорт — основной драйвер спроса на нефть и нефтепродукты. По данным Международного энергетического агентства, уже в апреле потребление нефти может обрушиться на 30%, а по итогам всего 2020 года — примерно на 10%. С 1 мая крупнейшие производители нефти в рамках сделки ОПЕК+ снизят добычу на 9,7 млн барр. в сутки, в том числе Россия — около 1,8 млн барр.
Но пока нефтяные хранилища продолжают заполняться и отрасль приближается к коллапсу: в США появились отрицательные цены на нефть, российский сорт Urals колеблется в низком диапазоне $10–17 за баррель. Доходы российских нефтяных компаний в этом году упадут на $18–20 млрд, или примерно на 40%, сообщили «Ведомости» со ссылкой на исследование консалтингового подразделения агентства Argus.
В такой ситуации российское Минэнерго еще месяц назад подготовило план по поддержке нефтяников, в нем около 15 различных мер, рассказали три федеральных чиновника. Но план ушел в правительство с грифом «совершенно секретно», объяснили они, отказавшись перечислить предложенные меры.
По словам одного из собеседников, нефтяники давно просили изменить формулу расчета демпфера. Это механизм стабилизации цен на топливном рынке, в рамках которого обычно государство доплачивает компаниям, чтобы на фоне дорогой нефти и топлива на внешних рынках, они не поднимали цены на бензин и внутри страны. Но демпфер работает и в обратную сторону. Так, в феврале из-за аномально низких цен бюджет впервые заработал на механизме, а за год при цене Urals в $20 за баррель компании могут заплатить в казну рекордную сумму — 1 трлн руб. До сих пор чиновники были против изменения демпфера: механизм гарантирует наполнение бюджета при низких ценах на нефть, говорил на прошлой неделе министр энергетики Александр Новак.
Минэнерго изучает, как помочь нефтесервисным компаниям, рассказал в ходе Тюменского нефтегазового форума директор департамента добычи и транспортировке нефти и газа министерства Александр Гладков. «Мы рассматриваем возможность, когда мы подставим плечо нефтесервисным компаниям, может быть, заказав им работы по разбуриванию тех месторождений, которые интересны нефтяным компаниям», — объяснил чиновник. По его словам, для этого можно привлечь деньги в банках и бюджете, а также госгарантии для банков. Это позволит сохранить персонал, оборудование и квалификации, которые имеются у нефтесервисов, заключил Гладков.