Новым перестраховщиком танкеров с российской нефтью станет структура, принадлежащая Центробанку. Функции большинства зарубежных компании, занимавшихся этим раньше, возьмет на себя Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), акциями которой владеет ЦБ. Об этом пишет агентство Reuters со ссылкой на источники. Неделю назад Евросоюз ввел частичное эмбарго на российскую нефть и запретил компаниям из ЕС страховать ее поставки в третьи страны. О введении аналогичного ограничения, по данным Financial Times, Европа договорилась и с Великобританией, где базируются офисы крупнейших мировых страховщиков танкерных перевозок.
Их замена на РНПК может вызвать вопросы у стран-импортеров, полагает эксперт Финансового университета Игорь Юшков: «Система страхования — это, действительно, важная вещь, потому что западные финансовые институты, которые занимаются этим, доминируют на мировом рынке нефти. Отказывая в страховке, они фактически даже без каких-либо дополнительных санкций убивают перевозку сырья.
Подобные схемы использовались еще в рамках давления на Иран. Исторически этим занимались британцы, американцы и европейцы в принципе. Это было всем удобно, они брали небольшую плату. И все производители и потребители признавали эти страховки. Почему мгновенно не взять и не перейти на какие-то российские структуры? Тут возникает вопрос: а покупатель признает эту страховку?
Поскольку Россия сейчас продает свою нефть со скидкой, она перекрывает некие сомнения игроков в том, что страховка сработает, передает Ъ.
Наша сторона сейчас говорит: не волнуйтесь, мы берем все эти проблемы на себя, надо только согласиться, чтобы мы вам эту нефти привезли. Поэтому я думаю, что государство предоставит любые гарантии. Сейчас дисконт остановился около 30% от стоимости нефти сорта Brent к Urals, то есть российские компании делают скидку примерно на $30-35 с барреля, потому что они выходят на новые рынки. Еще больше нефти поставляется на индийский, китайский рынки, в Юго-Восточную Азию.
Соответственно, ближневосточные, африканские производители все больше уходят на европейский рынок. Пока этот обмен не закончен, дисконт будет существовать. Все, кто перевозят российскую нефть, могут рассчитывать на использование этого инструмента. Конечно, в первую очередь предоставлять услуги будет "Совкомфлот", но мы видим, что очень много нефти перевозится греческими компаниями. Если, например, Индия сама будет контрактовать какие-то танкеры на мировом рынке, на них вполне могут распространяться подобное страхование. Целенаправленно отказывать Россия никому не будет».
В марте ЦБ объявил, что увеличит гарантированный капитал Российской национальной перестраховочной компании до 750 млрд руб. При этом один из собеседников Reuters полагает, что эти средства могут быстро исчерпаться, поскольку работа РНПК не ограничена сектором морских перевозок.
Есть и другие риски, говорит главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский: «Пока нет формальных юридических международных бумаг, что что-то нельзя делать с танкерами. Естественно, они будут искать какие-то пути, чтобы не сталкиваться с администрациями государств, которые могут конфисковать или задержать их в порту, или отказать в обслуживании судну. То есть танкеры будут заходить в какие-то более или менее дружественные, нейтральные порты, где за деньги их обслужат, и они пойдут дальше по своему назначению. Здесь могут влиять политические моменты, потому что судно как было совершенно исправно, так и продолжает быть таковым, оно обслуживается, ничего с ним физически не произошло. В морях и океанах число аварий тоже не выросло».
Российская национальная перестраховочная компания была создана Центробанком в 2016-м в ответ на санкции. Структура перестраховывает риски бизнеса, с которыми отказываются работать иностранные игроки. В 2018-м, к примеру, в черный список США попали компании Олега Дерипаски. «Ингросстрах» тогда обратился за услугами к РНПК.