бензин

К 2017 г. на российском рынке светлых нефтепродуктов случится дисбаланс: потребление упадет, а производство вырастет, в результате все дополнительные объемы будут экспортироваться, прогнозируют аналитики Vygon Consulting в обзоре «Нефтяная отрасль России: итоги 2015 г. и перспективы на 2016–2017 гг.».

В 2017 г. производство светлых нефтепродуктов вырастет на 3,5% до 179 млн т относительно 2015 г., потребление сократится на 7,7% до 84 млн т, а экспорт вырастет на 16% до 95 млн т. Особенно резко вырастет экспорт бензина: в 2 раза до 9,1 млн т. В 2015 г. впервые за несколько лет потребление бензина упало на 1,3% до 35,4 млн т, эта тенденция продолжится и в 2016-м, и в 2017 г.: ухудшается экономика в стране, люди покупают меньше новых автомобилей и, в принципе, меньше ездят из-за падения реальных доходов. При этом производство за два года вырастет на 6,3% до 41,7 млн т, а внутреннее потребление упадет на 7,3% до 32,8 млн т, объясняют аналитики.

Рост экспорта бензина станет проблемой для российских компаний: Европа в основном потребляет дизель и эти объемы нужно будет куда-то пристроить, везти в США, например, рассуждает управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон. Но на цены на внутреннем рынке дисбаланс не слишком повлияет. Если в 2016 г. средняя цена Urals составит $40/барр., цены на бензин на АЗС могут вырасти на 9% (до 36,6 руб./л Аи-92 для Центрального региона, 80% прироста связано с увеличением акциза), говорит директор по развитию бизнеса Vygon Consulting Антон Рубцов. В 2017 г. падение спроса при росте производства окажет давление на цены и даже с учетом роста цены Urals до $50/барр. розничные цены на бензин могут вырасти не более чем на 2%, заключает Рубцов.

Представитель Минэнерго отказался комментировать прогноз консалтинговой компании. С прошлого года Минэнерго отложило ввод 16 установок, рассказывал замминистра энергетики Кирилл Молодцов (цитата по «Интерфаксу»). Потребности в объемах этих топлив на внутреннем рынке сейчас нет, Минэнерго в целом готово пересматривать программы компаний по модернизации, рассказывал он. Но сейчас Минэнерго не обсуждает с компаниями переносы вводов других установок, говорит источник в министерстве.

На рынке газойлевых топлив и вовсе складываются условия для «идеального шторма» и экспортеры российского дизеля столкнутся с серьезными проблемами по «пристраиванию» объемов на рынке, говорится в обзоре Vygon Consulting. Причин несколько: растет производство из-за «дизельного» пути модернизации российских НПЗ, внутреннее потребление падает из-за кризиса в экономике, потребление в Европе снизится при восстановлении цен на нефть, развитии парка гибридов и электромобилей, кроме того, растет конкуренция на экспортных рынках со стороны НПЗ Ближнего Востока. В 2017 г. ситуация будет не слишком критичной: за два года производство газойлевых топлив вырастет на 4% до 95,9 млн т, потребление упадет на 7% до 39,9 млн т, а экспорт вырастет на 13% до 56,6 млн т. С более серьезными проблемами Россия столкнется после 2020 г., когда экспорт превысит 70 млн т, цены на дизельное топливо на внешних рынках будут снижаться, а маржа заводов падать, объясняет Выгон. Встает вопрос, не является ли модернизация НПЗ избыточной, не приведет ли это к тому, что мы зальем нефтепродуктами собственные рынки и ухудшим собственную экономику, рассуждает эксперт.

Установки, которые должны быть запущены в 2016 и 2017 гг., не получится отложить: оборудование заказано и компании потеряют деньги из-за намеренной задержки строительства и ввода мощностей, считает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

Потребление бензина в январе – феврале 2016 г. упало на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., примерно такое же падение спроса Турукалов ожидает в целом по итогам текущего года. На мировом рынке дизельного топлива обостряется конкуренция между продавцами. Дизельное топливо для российской нефтепереработки – экспортно-ориентированный продукт и компании, приняв инвестиционные решения о переработке мазута в дизельное топливо, а не в автобензин, приняли на себя коммерческие риски, заключает он.

Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла» и «Башнефти» не ответили на вопросы, пишут Ведомости.