В 2024 году из-за падения мировых цен и проблем с логистикой в России снизилась добыча и экспорт угля - для некоторых регионов системообразующей отрасли экономики. Какие меры принимаются правительством, чтобы минимизировать ущерб, а также почему на доработку была отправлена госпрограмма повышения энергоэффективности и, что будет с ценами на АЗС в 2025 году рассказал "Российской газете" заместитель председателя комитета по энергетике Государственной Думы РФ Юрий Станкевич.
По прогнозам, уровень добычи угля может снизиться почти на 9%. Какие меры могут поддержать отрасль, влияет ли эти проблемы на социально-экономическое положение регионов, связанных с угледобычей?
Юрий Станкевич: Безусловно, влияет. Например, власти Кузбасса заявили о снижении налоговых поступлений в 2024 году примерно на 50 млрд рублей (пятая часть регионального бюджета). Причем проблемы в основном связаны с экспортом угля, внутреннее потребление остается на уровне и даже растет. Но некоторые области страны завязаны именно на поставках его за границу. Россия около 200 млн тонн угля ежегодно экспортирует, что составляет примерно 45% от добычи. Ввиду прямых (санкционный запрет со стороны ЕС) и косвенных (импортные пошлины на наш уголь Китая) ограничений, снижение поставок российского угля не является экстраординарным и неожиданным событием. Поэтому правительство приняло решение сохранить в 2025 году используемые схемы вывоза угля по железной дороге на экспорт в восточном направлении. Такой подход предполагает заключение между РЖД и добывающими регионами: Кемеровской, Иркутской областью, Республиками Хакасия, Тыва, Бурятия, Саха (Якутия), соглашений на гарантированные объемы транспортировки твердого топлива. Также продолжится диалог компаний, правительства и РЖД по вопросу предоставления угольщикам скидок на перевозку продукции не только в восточном, но и в северо-западном и южном направлениях. Это не принесет угольной отрасли ощутимой рентабельности, но позволит поддержать занятость.
Это все оперативные меры. Стратегически, мы планируем дальше развивать угольную отрасль? К примеру, глава "Роснефти" Игорь Сечин пообещал миру угольный ренессанс. Но есть и обратная точка зрения. Как будем действовать мы?
Юрий Станкевич: Энергостратегия до 2050 года предполагает сохранение добычи угля на высоком уровне, с возможностью роста до 600 млн тонн ежегодно (в 2023 году было добыто 438,1 млн тонн). По этой причине и для поддержания экспорта, и роста внутреннего потребления предстоит решать три задачи. Развитие новых центров добычи, наращивание объемов обогащения угля, создание и модернизация транспортной инфраструктуры, включая расширение провозной способности железной дороги Восточного полигона, подходов к портам Юга и Северо-Запада, строительство в портах специализированных угольных терминалов.
Госдума во время обсуждения федерального бюджета на 2025 год направила в правительство постановление о неудовлетворительном качестве госпрограммы повышения энергоэффективности. Почему так произошло?
Юрий Станкевич: Повышение энергоэффективности и энергосбережение - важнейшие направление развития экономики, промышленности, социальной сферы. Цель - обеспечить рост ВВП при одновременном сокращении потребления ресурсов. Сегодня в нашей стране потребляется более 1 млрд тонн условного топлива ежегодно. Почти 30% приходится на топливно-энергетический комплекс, по 20% на промышленность, строительство и ЖКХ, 10% на транспорт. Такие объемы потребления приводят к выбросам более 2 млрд тонн парниковых газов или двух третей всех их выбросов в России. По оценкам, которые звучат в Государственной Думе, мы в состоянии минимум на четверть снизить энергоемкость ВВП. То есть на четверть снизить потребление энергоресурсов, сохраняя темпы экономического роста.
Но программы повышения энергоэффективности и энергосбережения сами по себе не дешевые?
Юрий Станкевич: Инвестиционная стоимость энергосбережения может показаться на первый взгляд высокой, но долгосрочные выгоды от таких инвестиций явно перевешивают затраты. Опыт стран, которые нас существенно опережают по данному показателю, подтверждает экономическую обоснованность вложений. Каждый, кто хотя бы пользуется приборами учета потребления ресурсов в быту, применяет современные теплоизоляционные материалы в квартире или доме, слышал о словосочетании "умный дом", на своем примере понимает, о чем идет речь. В результате выходит, наоборот, экономия ресурсов.
Но Россия - богатая нефтью, газом и углем страна, мы даже водные ресурсы для энергетики используем менее чем на 30%. Есть ли смысл "дорого" экономить?
Юрий Станкевич: Мы живем в период ухудшения ресурсной базы. Производство каждой тонны нефти или угля, кубометра газа год от года будет обходиться дороже. Поэтому занимаясь вопросами эффективного использования ресурсов мы решаем как минимум три серьезнейшие задачи: двигаем вперед технический прогресс за счет внедрения наилучших доступных инженерных решений, сокращаем антропогенное воздействие на окружающую среду и заботимся о будущих поколениях в стремлении оставить им достойное наследство.
В срок до 1 июня 2025 года Минэкономразвития должно сформировать комплексную госпрограмму "Энергосбережение, энергетическая эффективность и низкоуглеродное развитие", а Минфин проработать вопросы финансирования мероприятий за счет федерального бюджета и выделения средств из резервного фонда правительства РФ. Пока речь идет о 22 млрд рублей до 2030 года. Мы в Госдуме будем настаивать на том, что эта сумма должна быть как минимум в пять раз больше.
В 2024 году розничные цены на бензин опередили инфляцию. Что будет в 2025 году, будут ли расти цены? Насколько устойчива ситуация на рынке?
Юрий Станкевич: Структура производства нефтепродуктов в России гарантирует удовлетворение внутреннего спроса в долгосрочной перспективе. Учитывается рост автопарка, потребности промышленности и других секторов экономики. Программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), оцениваемая до 2030 года в размере не менее одного триллиона рублей, позволит увеличить выпуск бензина и дизельного топлива. Таким образом Россия обеспечит присутствие своих нефтепродуктов и на зарубежных рынках. Тем не менее розничный рынок периодически "штормит", поскольку он испытывает на себе влияние всех факторов одновременно: от динамики мировых цен на нефть до увеличения налоговой нагрузки и ослабления курса рубля.
Рост цен в 2025 году неизбежен, хотя бы по причине увеличения акцизов и фактических затрат на всех этапах производства и доставки топлива конечному потребителю. Правительство, ФАС по-прежнему будут активно использовать административные рычаги, чтобы удержать в течении года цены на АЗС в коридоре официальной инфляции. Государственная Дума со своей стороны в диалоге с участниками рынка разрабатывает предложения по увеличению доли нетопливных товаров в совокупной выручке розничного сегмента. Доведение этого показателя хотя бы до 40-50 процентов (уровня многих стран) позволит собственникам АЗС спокойнее переживать колебания цен на топливо на бирже и в оптовом звене.