сшаэкспортнефти

В прошлом году США почти двукратно увеличили экспорт нефти – до 2 млн баррелей в сутки против 1,2 млн в 2017 г., по данным управления энергетической информации США (EIA). Наращивать экспорт еще быстрее американским нефтяникам пока мешает нехватка инфраструктуры для транспортировки сырья и его отгрузки в портах Мексиканского залива. Однако эти ограничения будут сняты уже к 2021 г.

К сильному приросту экспорта в 2018 г. привело 17%-ное увеличение добычи (до 10,96 млн б/с), а также модернизация нефтеналивного порта в Луизиане на берегу Мексиканского залива. Он был переоборудован под прием большегрузных танкеров, способных брать на борт около 2 млн баррелей. Как результат, в 2018 г. экспорт нефти из США превышал 2 млн б/с в течение 25 недель, тогда как в 2017 г. – лишь одну.

Нет экспорта без инфраструктуры

В нынешнем году таких недель наверняка станет еще больше, ведь переоснащение порта в Луизиане – первый, но не единственный шаг, призванный снять инфраструктурные ограничения на пути экспорта нефти. Главным барьером пока остается нехватка трубопроводов для транспортировки нефти из Пермского бассейна – ключевого региона сланцевой нефтедобычи, расположенного на территории штатов Техас и Нью-Мексико: в 2018 г. добыча на месторождениях бассейна превышала объем доступных транспортных мощностей на 180 000 б/с, следует из данных Международного энергетического агентства (МЭА). Из-за этого дисконт между стоимостью нефти WTI в Мидленде, ключевом сланцевом хабе Пермского бассейна, и Кушинге, крупнейшем нефтяном узле США, составлял в среднем чуть более $7 за баррель.

Но вскоре эта проблема будет решена.

По прогнозу МЭА, к концу 2019 г., благодаря капиталовложениям нефтепереработчика Phillips 66 и трубопроводных компаний EPIC, Plains American Pipeline и Enterprise Products, мощности по транспортировке сырья из Пермского бассейна до Мексиканского залива вырастут с нынешних 3,5 млн до 5,6 млн б/с. А в 2020 г. проекты Jupiter и совместного предприятия ExxonMobil, Plains All American Pipeline и Lotus Midstream увеличат мощности трубопроводов до 7,6 млн б/с.

Для заполнения новых ниток потребуется строительство морских терминалов, которые, в отличие от большинства ныне действующих, будут предназначены для экспорта, а не импорта нефти. Построить их в техасских портах Браунсвилл и Фрипорт планируют Jupiter и канадская Enbridge. Схожие проекты в другом техасском порту, Корпус-Кристи, намерен реализовать крупный международный трейдер Trafigura, а также американские Magellan и Carlyle.

Как и переоборудованный порт в Луизиане, новые терминалы смогут обслуживать танкеры грузоподъемностью 2 млн баррелей. Вкупе с увеличением нефтедобычи (до 13,5 млн б/с в 2021 г., согласно прогнозу МЭА) это превратит Соединенные Штаты в нетто-экспортера нефти и нефтепродуктов. К этому статусу они вплотную подойдут уже в следующем году, когда нетто-импорт, по оценке EIA, сократится с прошлогодних 2,34 млн до 160 000 б/с. Более того, как следует из прогноза МЭА, к 2024 г. по объему экспорта сырья США сумеют приблизиться к Саудовской Аравии, которая, по данным BP, в 2017 г. поставляла на мировой рынок 7,2 млн б/с.

Побочный эффект торговых войн

Правда, временным препятствием здесь могут стать торговые войны, из-за которых Китай перестал быть крупнейшим импортером американской нефти. Летом 2018 г. правительство КНР включило нефть в список американских товаров, на которые могут быть повышены импортные пошлины. В результате во второй половине года поставки нефти из США в Китай снизились в четыре раза – до 83 000 с 376 000 б/с в первом полугодии, по данным EIA, при этом в августе – октябре их не было вовсе. Частично выйти из положения американским компаниям удалось за счет переориентации поставок на потребителей из Южной Кореи, Тайваня, Индии и Канады, благодаря чему суммарный экспорт во втором полугодии 2018 г. оказался даже больше, чем в первом, – 2,2 млн против 1,8 млн б/с.

Однако в среднесрочной перспективе сужение географии экспорта может помешать американским нефтяникам. Ведь Китай – не только второй по величине покупатель нефти с долей в 15,2% в мировом импорте против 20,8% у Европы, по данным BP за 2017 г., но и глобальный лидер по темпам его прироста: в 2006–2016 гг. Китай наращивал импорт в среднем на 9% в год, а в 2017 г. – и вовсе на 11,1% (более поздних данных нет). Для той же Индии, более чем двукратно уступающей Китаю по доле в мировом нефтяном импорте (7,3% в 2017 г.), эти показатели составили 6,5% и 0,7% соответственно. Поэтому без полноценного доступа к китайскому рынку США вряд ли смогут вырваться в число ведущих мировых экспортеров.

Передышка для нефтяного рынка

Это хорошая новость для нынешних лидеров (стран ОПЕК): инфраструктурные и внешнеторговые барьеры на пути американского нефтяного экспорта дают им дополнительную возможность подготовиться к периоду давления на сырьевые цены, который может наступить в случае резкого роста поставок из США. На мировой рынок это может оказать примерно тот же эффект, что в свое время – разработка месторождений Северного моря, благодаря которой с 1976 по 1985 г. Норвегия нарастила добычу с 376 000 (с 279 000 до 823 000 б/с, согласно данным BP), а Великобритания – и вовсе в 10 с лишним раз (с 254 000 до 2,7 млн б/с).

Тогда это не только привело к снижению импорта нефти в Европу почти на 30% (с 12,2 млн в 1980 г. до 8,8 млн б/с в 1985 г.), но и обесценило усилия по поддержанию цен со стороны Саудовской Аравии, которая в сентябре 1985 г. была вынуждена прекратить ограничивать добычу. В результате уже в 1986 г. саудовцы нарастили ее более чем на 40% (до 5,2 млн с 3,6 млн б/с в 1985 г.), что возвестило начало эпохи низких нефтяных цен, растянувшейся почти на два десятилетия. Время покажет, станет ли таким же рубежом превращение США в крупного экспортера нефти, пишут Ведомости.