Приоритетом российского энергетического экспорта следует сделать поставки продукции с большей добавленной стоимостью, в частности, продуктов нефтегазохимии, объявили в Минэкономразвития.
Как пояснили в ведомстве, «максимизация… экономического роста во многом зависит от способности решить именно этот вопрос».
По мнению же аналитиков, такой переход потребует существенных затрат, что в условиях снижения поступлений от продажи более привычных нефти и газа может оказаться проблематичным.
Тем более, что потребуется решать вопросы, связанные и с инфраструктурой, и с оборудованием, и с технологиями.
Российские власти, судя по всему, готовятся к возможному падению нефтегазовых доходов в этом году. В частности, в Минэнерго ожидают снижения добычи нефти и газа в России в 2023-м в связи с добровольным сокращением добычи нефти и отказом Европы от российского газа. Об этом во вторник объявил министр энергетики РФ Николай Шульгинов в ходе итогового заседания коллегии Минэнерго. В то же время ведомство рассчитывает на «сохранение в текущем году уровня добычи угля». «По началу года идет снижение, но надеемся, выровняем ситуацию», – сказал Шульгинов.
По данным Росстата, в январе 2023-го добыча угля в РФ снизилась на 1,8% по сравнению с январем 2022-го, до 34,9 млн т. А по сравнению с декабрем 2022-го снижение составило более 19%. При этом экспорт угля, по данным Центра развития энергетики, за первые два месяца 2023-го увеличился почти на 9% год к году, до 33,7 млн т. Причем за отдельно взятый февраль экспорт угля увеличился на 8% к уровню января этого года и на 32,6% к февралю прошлого года, составив 17,5 млн т.
При этом, несмотря на то что российские власти декларируют добровольное снижение добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки (б/с), пока не похоже, что снижается и ее экспорт. Как пишет агентство Bloomberg, Россия продолжает поставлять нефть за рубеж на уровне выше 3 млн б/с, не снижая экспорт шестую неделю подряд. Агентство отмечает, что за неделю, завершившуюся 24 марта, экспорт сократился всего на 123 тыс. б/с, до 3,11 млн б/с. Отмечается, что почти вся российская нефть направляется в Азию. Индия наращивает экспорт и продолжает значительно обгонять Китай по закупкам топлива. Поступления в российский бюджет от продажи нефти за неделю агентство оценило в 42 млн долл., или около 3,2 млрд руб.
Азиатский рынок растет более быстро с точки зрения спроса, отметил во вторник, выступая на заседании коллегии Минэнерго РФ вице-премьер Александр Новак. Он полагает, что российские энергоресурсы будут востребованы там и в дальнейшем. «Это и нефть, и газ, особенно сжиженный природный газ, и нефтепродукты, и уголь», – перечислил чиновник, напомнив, что поставки только нефти в Китай по итогам 2022 года составили треть экспорта – 67 млн т.
Западные эксперты обращают внимание и на рост экспорта российского дизельного топлива, несмотря на действие западных санкций. В частности, агентство Bloomberg со ссылкой на данные аналитической компании Vortexa сообщает, что поставки российского дизельного топлива за первые 19 дней марта составили около 1,5 млн б/с. Отмечается, что большая часть российского дизеля направляется в Турцию, Марокко, Бразилию, Тунис и Саудовскую Аравию. Также значительно увеличилось количество российского дизельного топлива в плавучих хранилищах. Таким образом, несмотря на санкции Евросоюза (ЕС), экспорт российского дизельного топлива по результатам марта должен достичь рекордного с 2016 года уровня.
С 5 февраля вступил в силу потолок цен на нефтепродукты из России. Ограничения предполагают два уровня предельной цены: 100 долл. за баррель для бензина и дизтоплива и 45 долл. за баррель для мазута и нафты (тоже продукт нефтепереработки).
По мнению ряда экспертов, российские производители, похоже, уверены, что смогут продать свои объемы зарубежным покупателям, ведь они предлагают достаточно большие скидки. Кроме того, спрос на российский дизель можно объяснить недостаточностью мировых запасов топлива. Агентство Reuters обращало внимание, что в феврале запасы дизеля в США оказались крайне низкими, несмотря на рост запасов с октября.
Российские власти при этом предлагают в энергетическом экспорте отдавать приоритет той продукции, которая обладает наибольшей добавленной стоимостью. «Многие производители ставят вопрос о возврате к приоритету продукции с высокой добавленной стоимостью. Просто среди этих товаров очень много продукции нефтегазохимии, СУГов (СУГ – сжиженный углеводородный газ. – «НГ»), нефтепродуктов, (продуктов) газопереработки», – обратил внимание во вторник глава Минэкономразвития Максим Решетников.
Он подчеркнул, что добавленная стоимость в этих продуктах, как правило, в десятки раз выше, чем, к примеру, у энергетического угля. «Эти вопросы нужно обсуждать... поскольку максимизация нашего экономического благополучия, экономического роста во многом зависит от нашей способности решить именно этот вопрос», – говорит министр.
Фактически предлагается постепенно уходить от простого экспорта сырья, делая акцент на поставках более сложной продукции. Но здесь, вероятно, есть свои ограничения. К примеру, чиновники также выступают за дальнейшее расширение экспорта сжиженного природного газа (СПГ) из России. «Это ключевая задача в нынешних условиях, когда инфраструктура (поставок) в Европу пострадала, и мы потеряли достаточно большой объем экспорта трубопроводного газа. Мы будем развивать и поставки в восточные страны. Рынок СПГ развивается активно», – обращает внимание Новак.
РФ намерена к 2030 году выйти не менее чем на 100 млн т производства СПГ. Но для этого, по словам чиновника, необходимо, с одной стороны, обеспечить такие проекты ресурсной базой, с другой – обеспечить независимость с точки зрения технологий и производства соответствующего оборудования. Глава Минэнерго, в свою очередь, среди целей отрасли обозначил продолжение модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и создание нефтехимических мощностей.
Однако независимость технологий и производство собственного оборудования может стать проблемой. Продекларировать такие цели и на практике развивать импортонезависимость технологий – не совсем одно и то же.
На возможные финансовые сложности в ТЭКе уже обращает внимание Максим Решетников. Он, в частности, не исключает, что реализуемые в России крупные проекты в области топливно-энергетического комплекса могут потребовать докапитализации из-за возникших в прошлом году сложностей. «Многие из них (крупных проектов ТЭКа) сейчас из-за перепроектирования, поставок оборудования, замены технологических партнеров вынуждены взять паузу. Значительная часть инвестиций там уже понесена, и вполне возможно, что некоторые из них могут потребовать дополнительной капитализации», – отмечает он. Министр также отметил, что власти понимают потенциальную проблему. По его словам, российская система финансовых институтов, в том числе ВЭБ, имеет необходимые инструменты для оказания поддержки.
По мнению экспертов, 2023 год будет непростым для российского ТЭКа. В первую очередь потому, что, очевидно, сильнее всего пострадает экспорт трубопроводного газа в дальнее зарубежье. «Если в 2021 году его объем составлял 185 млрд куб. м, то в 2023 году это значение может упасть до 70–85 млрд куб. м. Если ситуация с экспортом газа в ЕС не изменится, то восстановления до объемов экспорта 2021 года придется ждать почти 10 лет. Лучше обстоит дело с нефтью. Логистическая гибкость нефтяного экспорта, а также наличие скидок на ключевые российские сорта позволили найти новых покупателей», – рассуждает аналитик «Финам» Сергей Кауфман.
По мнению начальника управления «ИВА Партнерс» Дмитрия Александрова, главная цель – сохранить объемы добычи и закрепиться на альтернативных рынках. При этом его не удивляет спрос на российский дизель. «Причина – ценовой дисконт. Продажа реализуется по цепи, позволяющей конечным покупателям чувствовать себя спокойно в отношении вторичных санкций и иных ограничений», – отмечает он.
«Российские нефтепереработчики отдают предпочтение экспорту дизеля, так как по нему установленный ЕС и странами «Большой семерки» потолок цен составляет 100 долл. за баррель. Это позволяет трейдерам получать значительную маржу при перепродаже российского дизеля в Европу», – объясняет первый замдекана факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров.
Он также обращает внимание на идею чиновников при экспорте сделать акцент на продукции с высокой добавленной стоимостью, поставки которой обеспечивают бюджетную эффективность, так как она реализуется без дисконтов и производится отраслями с полной налоговой нагрузкой. Эксперт не исключает, что в результате экспортные коридоры будут регулироваться в ручном режиме, что может привести, к примеру, к снижению экспорта угля.
«Наибольшая проблема с экспортом газа. Наращивание эффективных поставок СПГ возможно только при создании новых мощностей, что требует значительной докапитализации проектов как в СПГ-секторе, так и в нефтегазодобыче и переработке, в том числе для обеспечения замены выбывающего импортного оборудования. Логичный путь развития ТЭКа – это выравнивание добычи с ориентацией на наиболее эффективные проекты с точки зрения затрат, бюджетной эффективности», – подчеркивает экономист.