ценынефть

Российский нефтегаз показал чудо адаптации к санкциям. Провал «запрета» на российскую нефть признали даже американские и европейские СМИ, аналитики и законодатели. Мировой рынок не может жить без российской нефти, поэтому отказаться от нее невозможно. 

«Экономика России продемонстрировала чрезвычайную устойчивость», — написала центральная американская газета The Washington Post в конце 2023 года. После публикации статьи группа конгрессменов предложила советнику по национальной безопасности президента США Джейку Салливану отменить потолок цен на российскую нефть и ввести против России «всеобъемлющий режим энергетических санкций», который, по их мнению, будет эффективнее ограничивать доходы РФ. 

Удивление и отчасти паника среди американских аналитиков и законодателей понятна: после того как Киев отклонил Стамбульские соглашения, СВО приняла затяжной, позиционный характер, а это в первую очередь борьба не столько фронтов, сколько логистики, производств, бюджетов — то есть потенциалов экономик. Противостояние Россия — НАТО заметно расширилось, перейдя из сугубо военной плоскости в финансово-экономическую сферу.

И по итогам почти двух лет счет в пользу России. Основную индустрию страны — нефтегазовую — удалось сохранить. Санкции не разрушили бизнес металлургов, угольщиков, химиков, банкиров. Промышленность быстро растет. То есть на операционном уровне экономика Россия устояла. Европе же даже частичный отказ от поставок из России лишь в 2022 году обошелся в триллион евро. Конечно, понес потери и российский бизнес, но счет идет на десятки миллиардов недополученной выручки от продажи нефти, которая ушла в Азию с дисконтом; от взорванных газопроводов и недопоставок природного газа; взятых в управление НПЗ «Роснефти» в Германии и т. д. Однако на фоне происходящих геополитических изменений наши потери весьма умеренные, передает Монокль

Скорость изменений и их масштабы действительно впечатляют: энергетический союз Россия — Европа, выстраиваемый последние полвека, был разрушен буквально за несколько месяцев, при этом ВВП России вернулся к активному росту уже в 2023 году.

Потолок нефтяной…

С целью задушить Россию весной 2022 года крупнейшие экономики мира стали вводить запрет на экономическое взаимодействие с нашей страной. Помимо заморозки резервов Центробанка, внесения практически всей банковской системы в SDN-лист минфина США (что означает запрет торговли в долларах США), перехвата управления во множестве российских зарубежных активов и ареста собственности физлиц за рубежом одной из основных санкций стало ограничение на торговлю российской нефтью. Так, 2 сентября 2022 года министры финансов стран G7 договорились ограничить цены на российскую нефть в пределах 60 долларов за баррель, чтобы уменьшить возможности России финансировать СВО, но при этом не увеличивать инфляцию доллара и евро от резко подорожавшей нефти.  

Кроме того, большинство стран Европы, хотя бы де-юре, отказались от покупки российской нефти и нефтепродуктов. Впрочем, жадность взяла свое: Венгрия и Словакия выторговали себе возможность покупать нефть на несколько лет вперед, Греция — возможность перевозить нефть и нефтепродукты, Германия — возможность покупать казахстанскую нефть из российского трубопровода «Дружба», по составу идентичную русской флагманской нефти Urals.

В ответ на введение ценового потолка президент России Владимир Путин подписал указ о специальных мерах. Документ запрещает продажу российских нефти и нефтепродуктов, если физлица и юрлица прописывают в контрактах потолок цен. Впрочем, для компаний из Индии и Китая сделали исключение и разрешили покупать российскую нефть по ценам ниже 60 долларов за баррель. Уровень ценового потолка на российскую нефть был преодолен несколько месяцев спустя после его введения — летом 2023 года. А уже в октябре практически не было ни одной партии российской нефти, отпущенной по цене ниже 60 долларов за баррель. Средняя цена Urals составила 80 долларов.

…дверь скрипучая 

Треть экспорта угля, половина нефти и три четверти газа уходило из России в Европу в 2021 году. Россия как «страна-бензоколонка» работала исправно, снабжая ЕС дешевыми источниками ископаемого сырья, а также платила штрафы, выписанные Стокгольмским арбитражем, давала возможность нажиться на перепродаже природного газа немецким трейдерам, модернизировала НПЗ в Европе (в Германии, Италии, Болгарии), строила там магистральные газопроводы, систему сбыта топлива и т.п.

Конечно, санкции были наложены на российские банки, металлургов, химиков, машиностроителей — то есть на множество субъектов российской экономики. Однако основной фокус был сосредоточен на российском нефтегазе. Причина такого фокуса именно в огромной роли нефтегазовой отрасли для российской экономики. В 2022 году экспорт из РФ достиг рекордных 591 млрд долларов, увеличившись без малого на 20%. 383 млрд долларов (или 64%) из этой суммы принесла России торговля минеральным топливом. 

Кроме того, нефтегаз — основа российского бюджета. Так не только в России: согласно статистике МЭА, мировой нефтегаз направляет на выплату налогов половину своей выручки. Поэтому легко понять логику G7: эти страны, с одной стороны, не хотели лишиться поставок российского топлива на мировой рынок, но желали заметно сократить доходную базу бюджета Российской Федерации. Казалось, что этого легко будет добиться через ценовое давление на российскую нефть. 

В момент введения санкций вряд ли кто-то мог подумать, что Россия, создающая 2‒3% мирового ВВП, сможет эффективно противостоять экономикам G7, объединяющим более 43% мирового ВВП, и странам, к ним примкнувшим. Однако несмотря на рекордное число санкций и разрыв отношений с традиционными рынками в Европе, российские компании на удивление быстро адаптировались к давлению извне.

Едем на Восток

«Выяснилось, что Индии и Китаю тоже особо не у кого было покупать нефть, кроме как у России. Потому что их привычные поставщики теперь поставляли нефть в Европу взамен российской. Произошел такой разворот, а лишней нефти на рынке не было. Поэтому Россия сейчас продает нефть в Индию и Китай без особенного дисконта», — заявил экс-глава департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко в конце 2023 года.

Казалось бы, просто взяли нефть и перенаправили ее с традиционных рынков сбыта на Западе на новые рынки сбыта на Востоке. Однако за таким элегантным решением стоит огромная работа всей нефтегазовой экономики. Российским нефтяникам в считаные месяцы необходимо было найти покупателей на половину экспортируемой нефти, придумать, как доставить эту нефть в прежде невиданных для этих маршрутов объемах, выстроить новую систему финансовых расчетов и страхования. 

Нельзя сказать, что по масштабам ничего подобного в современной торговой истории не было. Например, та же Саудовская Аравия переориентировала свой основной экспортный поток из США в Китай и Индию. Однако эта операция заняла более десяти лет: с 2010-го по 2020-й. В комфортном режиме саудовцы методично перенаправляли потоки из США в Азию. Россию же в момент отрезали от десятилетиями строящейся инфраструктуры: трубопроводов, НПЗ, долгосрочных договоров поставки.

Можно выделить четыре ключевых фактора, позволивших российской нефти бесперебойно поступать на мировой рынок. Первый — политический: это создание союза ОПЕК+ в 2016 году. Второй — поддержка со стороны правительств Китая и Индии, которые благоприятствовали закупкам российской нефти национальными переработчиками. Третий — изменение логистики и скупка теневого флота. Четвертый — изменение финансового сопровождения торговли нефтью и нефтепродуктами: поиск новых страховщиков, нефтетрейдеров, изменение валюты и банков для расчетов.

Однако самое главное — обход Россией наложенных на нее незаконных санкций стал возможен из-за множественных ошибок и непоследовательности внешней политики американского Белого дома на протяжении последних десятилетий. В частности, в случае сохранения в рабочем состоянии нефтяной промышленности Ливии, Ирана и Венесуэлы на мировом нефтяном рынке были бы резервы для компенсации полностью остановившегося экспорта из России. Впрочем, в этом году Штаты попытались вернуть в мировую экономику нефть из этих стран, однако это требует времени и гигантских инвестиций. 

Свою роль сыграла жадность, а порой и отсутствие выбора у многих европейских и ближневосточных компаний. Так, большую роль в российской адаптации к санкциям сыграли ОАЭ и Турция. Если Турция сделала ставку на перепродажу российского зерна, угля, металлов, природного газа, то ОАЭ сфокусировались на нефти и нефтепродуктах, становясь «отбеливателем» для «серого» топлива со всего мира.

Для ОАЭ приход русской нефти не стал неожиданностью. Страна уже несколько десятилетий позиционирует себя как ближневосточный финансовый хаб и выступает традиционным торговым окном для иранских производителей. Со временем этот список расширился. В прошлом году среди импортеров нефти в нефтеизбыточные Эмираты Россия занимала 7%, уступая только Судану, Ливии, Ирану и Чаду.

Выгодный союз

Трудно переоценить значение экономического союза России и Саудовской Аравии в рамках ОПЕК+. Это объединение было создано в 2016 году в результате присоединения десяти нефтедобывающих стран к ОПЕК для совместной координации работы. «Среди этих десяти стран был третий по величине производитель нефти в мире в 2022 году, Россия, которая добыла 13% мирового объема или 10,3 миллиона баррелей в день», — пишет минэнерго США у себя на сайте.

Долгое время созданию этого объединения мешала большая политика и полное военное и политическое доминирование США на Ближнем Востоке. Сирийская кампания, успешно проведенная Россией, изменила баланс сил в регионе, между Россией и странами Ближнего Востока установились формальные и неформальные связи, открылась возможность для экономического союза.

Для понимания масштабов произошедших изменений: в 2022 году ОПЕК добывала около 28,7 млн баррелей сырой нефти в сутки, что составило 38% общего объема мировой добычи нефти. А ОПЕК+ в совокупности произвела около 59% мировой добычи нефти, 48 млн баррелей в сутки, и поэтому «влияет на баланс мирового рынка нефти и цены на нефть сейчас больше, чем когда-либо», — констатирует минэнерго США.

Ключевая роль этого союза в том, что после наложения санкций на российскую нефть на рынке не обострилась конкуренция: другие участники картеля не спешили занять освободившиеся ниши, хотя имели возможность нарастить добычу и заместить до половины российской экспортной нефти. Ближневосточные монархии понимали, что, во-первых, это приведет к ценовой борьбе и падению цен на нефть с неминуемыми последствиями для их бюджетов и возможному развалу не только ОПЕК+, но и ОПЕК.

Во-вторых, в любой момент целью «ястребов» Белого дома может стать любая нефтеизбыточная страна. Поэтому любые успехи в создании двухуровневой системы торговли нефтью: нефть под ценовым потолком — для неугодных режимов и премиальная нефть, состоящая преимущественно из «молекул свободы», будут неминуемо тиражированы. «Страны — производители энергоресурсов, в данном случае нефти, все принимают [создание ценового потолка] на свой счет — не на счет России, а именно на свой счет. Потому что все считают, что это только первая попытка навязать производителям административные правила регулирования цен», — заявил Владимир Путин.

Впрочем, в игру «выдави конкурента с рынка» активно играли производители нефти из США и Ирана (хотя на досанкционный потенциал последний так и не вышел). Добыча нефти в США вышла на новый максимум, как и экспорт американской легкой нефти. Но даже если США смогут и дальше наращивать добычу, это не решает основную проблему мирового рынка нефти — дефицит тяжелых сортов.

Добываемая в Штатах нефть преимущественно легкая, из нее получается много бензина и мало дизеля и авиационного топлива. В то время как на мировом рынке нет проблем с бензином, а вот дизеля, спрос на который все время растет, наоборот, не хватает. Крупнейшие поставщики тяжелых сортов нефти — Россия, Иран и Венесуэла. Поняв, что без российской нефти мировой нефтяной баланс перестает сходиться, Белый дом начал ослаблять санкции против Ирана и Венесуэлы. Поставки из этих стран выросли в последние месяцы, однако насытить рынок они, как уже говорилось выше, после многих лет недоинвестирования не могут.

Делим рынок с ОПЕК 

Важными оказались не только формальные договоренности о взаимном ограничении добычи нефти, но и неформальные договоренности о поставках (или непоставках) нефти в ту или иную страну в рамках ОПЕК+. Так, российские поставщики смогли безболезненно зайти на нефтяной рынок Индии — третий в мире. На этом рынке место для российской нефти уступили в первую очередь ближневосточные поставщики во главе с Саудовской Аравией. Исторически и географически ближневосточные монархии имели тесные экономические связи с этой страной, и просто так уступать место на растущем рынке они вряд ли бы стали.

В итоге за короткий промежуток времени Индия обошла Китай как главный импортер российской нефти. Впрочем, ситуацию лучше назвать «созависимость»: доля России в структуре импорта нефти в Индию превысила в моменте 45%, цифра критическая и для Индии. Однако для индийцев русские нефтяные объятия — это осознанный шаг. По прогнозам американского инвестбанка GS, в ближайшие годы ВВП страны будет расти на 6‒7%, а к середине века Индия станет экономикой номер два в мире, обойдя США. Чтобы обеспечить этот рост, нужна энергия, много энергии: нефть, газ, уголь. При сохранении импорта нефти из России в абсолютных цифрах доля русской нефти на рынке Индии будет сокращаться в силу роста последнего.

В то же время выход на индийский рынок не был для российского нефтегаза легкой прогулкой. Это потребовало от российских нефтяников маркетинговых затрат. Скидки на нефть Urals в моменте достигали гигантской величины — 25 долларов на баррель. Индийские НПЗ скупали ее, перерабатывали, гнали обратно на рынок Европы бензин и дизель, получая на этой несложной операции сверхмаржу. Нефтедефицитная Индия стала крупнейшим в мире экспортером нефтепродуктов. 

Море зовет

Однако для того, чтобы выйти на рынок Индии, нефть из России надо еще и доставить физически. Годами российский нефтегаз обустраивал инфраструктуру для доставки нефти и нефтепродуктов в Европу. Поэтому крупнейшие точки отгрузки нефти из России — это черноморские порты и порты Балтики. Отсюда минимальное плечо доставки до основных рынков сбыта. Да и танкеры шли преимущественно по территориальным водам России и стран Европы, то есть по защищенным маршрутам. Опция поставок нефти на восток возникла лишь в прошлом десятилетии со строительством трубопровода ВСТО и порта Козьмино. Однако весь объем добываемой в России нефти этот логистический маршрут обработать не мог. Именно поэтому отгрузка нефти продолжается из по традиционных— Новороссийска, Приморска, Усть-Луги и т. д.

Но нефть мало доставить до порта, ее необходимо еще погрузить на судно. И это, наверное, самый таинственный эпизод спецоперации «обход американских санкций». Нефтяники России сотворили чудо. За считаные недели они создали функцию, которой в России либо не было никогда, либо она была очень слабо развита: танкерный флот, нефтетрейдинг, страхование. Эту спецоперацию годами будут разбирать ведущие разведки мира, финансисты и аналитические центры. Российские нефтяники смогли за несколько недель пошатнуть веками создаваемую монопольную инфраструктуру англосаксов — систему морской логистики.

Скорость и таинственность этой спецоперации настолько впечатляет, что Bloomberg выпустил огромный спецрепортаж, посвященный новой российской логистике нефти: «Провал западных санкций в отношении экспорта российской нефти можно увидеть, проехав на лодке из греческого прибрежного города Гитейо, где два нефтяных танкера с ржавыми корпусами общим возрастом 57 лет стоят всего в нескольких метрах друг от друга. Личности владельцев судов и страховщика неуловимы. Они плавают под единственным в мире флагом, который власти считают объектом “очень высокого риска” (под флагом Камеруна). А конечный пункт назначения прибылей от торговли российским топливом остается загадкой».

«Цифровые системы слежения показали, как 26-летняя Turba плыла на расстоянии более четырех миль, в то время как 900-футовая Simba сливала свой топливный груз в меньшее судно на глазах у съемочной группы Bloomberg, — продолжает нагнетать агентство. — В тот же сентябрьский день, когда произошла эта переброска с корабля на корабль, поблизости плавало более десятка подобных судов — часть огромного теневого флота, которые делали то же самое или готовились к этому».

Такой флот сегодня насчитывает сотни судов, и именно они дают возможность транспортировать российскою нефть в Азию. Российские нефтяники весь год скупали его у грузовых компаний по всему миру, но преимущественно у греческих логистов. На это было потрачено несколько десятков миллиардов долларов, и конечно, такую операцию невозможно было осуществить без санкции российских финансовых властей.

Естественно, продавались суда, прошедшие пик своей коммерческой эффективности, то есть те, срок службы которых превысил 15 лет. Согласно тем же цифрам Bloomberg, средний срок службы танкера, «владелец которого неизвестен» (читай: русский «черный» флот) — 16‒18 лет. Однако нужно разделять техническое и экономическое. Экономически целесообразно перевозить грузы на новых судах — они не ломаются, требуют меньше технического внимания, меньше стоят в доках и т. д. Но это не значит, что из двадцатилетнего судна сочится нефть. Оно просто уступает по экономической эффективности новому судну. То есть старый танкер выгоднее списать не по техническим характеристикам, а по сугубо экономическим. Но в случае выбора между отсутствием флота и старым, операционно дорогим флотом выбор очевиден. В итоге свыше 70% морских поставок российской нефти сегодня идет на «теневом» флоте.

В основном этот флот используется для доставки российской нефти до потребителей в Китае и Индии через Суэцкий канал. Российская нефть на Суэце теперь доминирующий вид топлива, идущий этим путем. Впрочем, в этом году российский нефтегаз провел несколько пилотных рейсов и по СМП, перевезя в сумме около 2 млн тонн нефти по этому маршруту из портов Балтики в Китай.

Расследование Bloomberg так и не смогло установить, кто в итоге оказался конечным владельцем всех этих сотен судов, но самое интересное — кто является страховщиком многочисленных партий российской нефти. Запутанная сеть из различных компаний, зарегистрированных по массовым адресам в офшорах и с неотвечающими телефонами, — все это сильно озадачило корреспондентов издания.

«Санкции имеют благие намерения, — приводит слова Бена Кэхилла, старшего научного сотрудника американского Центра стратегических и международных исследований Bloomberg. — Но в итоге они привели к тому, что большой флот стареющих танкеров работает вне досягаемости западных регулирующих органов, предположительно с некачественной страховкой».

Кто торгует

Еще одна важнейшая инновация от российских нефтяников — выстраивание новой системы нефтетрейдинга. Нефтетрейдер, имея минимальную маржу, занимается доставкой нефти от десятков производителей и нефтепродуктов десятков видов к покупателю, а это сотни хабов во всем мире. Трейдинговая деятельность имеет множество переменных — порты отгрузки, цена фрахта судна, плечо доставки, страховки, различные системы премий и дисконтов на нефть и нефтепродукты, которые все время меняются. Это и проблемы различных банков-контрагентов, находящихся в разных юрисдикциях, особенности национальных законодательств, ограничения на движения капиталов и т. д. 

До введения санкций большая часть российской нефти продавалась несколькими мировыми трейдерами — Gunvor Group, Vitol Group, Glencore Plc и Trafigura Group, зарегистрированными в Великобритании и Швейцарии. Странах, правительства которых выписали наибольшее число санкций против России. Естественно, эти компании отказались торговать российской нефтью.

В итоге российским нефтяникам пришлось в срочном порядке создавать новые трейдинговые структуры. На смену мировым грандам пришли никому не известные компании с неясной принадлежностью и штаб-квартирами от Гонконга до Дубая. «За исключением Lukoil and Litasco Entities, China National Petroleum Corp. и Indian Oil Corp. все пять крупнейших сегодняшних покупателей российской нефти являются неизвестными организациями», — пишет Bloomberg.

Если судить по раскрываемым данным финансовой отчетности крупнейших российских компаний, то санкции если и сказались на их прибыли и выручке, то не сильно. Очевидно, большее влияние оказали просевшие цены на нефть и добровольные ограничения на добычу нефти со стороны ОПЕК+.

«Нефтегазовая отрасль России в 2023 году выдержала санкционное давление, смогла обеспечить потребителей энергоресурсами», — заявил министр энергетики РФ Николай Шульгинов в интервью телеканалу «Россия 24».